Предприятия АО "Янтарьэнерго" составляют основу энергетики Калининградской области. Они же являются и главными загрязнителями окружающей среды.
Фото Ольги Баумгертнер
Калининградская область отрезана от единой энергосистемы страны границами новых независимых государств – Литвы и Белоруссии. Поэтому для этого региона остро стоит проблема поиска собственных энергоресурсов.
Потребление электроэнергии в 2008 году составило 3973 млн. кВт-ч, при этом выработка электроэнергии собственными энергоисточниками составила 2829 млн. кВт-ч, в том числе Калининградской ТЭЦ-2 – 2617 млн. кВт-ч. Максимум нагрузки в электрических сетях энергосистемы области в 2008 году составил 667 МВт. Ежегодный рост энергопотребления превышает на 2% прогнозный. Среднегодовой прирост энергопотребления на 2007–2015 годы составит около 10% (в 2016 году потребление энергии по сравнению с 2007 годом возрастет вдвое). Дефицит собственной электроэнергии, который составил в прошлом году 1144 млн. кВт-ч (29% всего энергопотребления).
Вопрос обеспечения энергетической безопасности Калининградской области и эффективного социально-экономического развития правительство области связывает с завершением строительства к концу 2010 года Калининградской ТЭЦ-2 (один блок мощностью 450 МВт уже сдан в эксплуатацию в 2005 году) в составе двух энергоблоков суммарной электрической мощностью 900 МВт, а также строительством генерирующих мощностей с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии в городах, имеющих развитую систему централизованного теплоснабжения; проектированием и строительством Балтийской атомной электростанции в составе двух энергоблоков мощностью 2300 МВт (ввод первой очереди намечен к 2016 году, срок службы – 50 лет) и стоимостью 5 млрд. евро.
Предприятия АО «Янтарьэнерго» составляют сегодня основу энергетики Калининградской области. Они же являются и главными загрязнителями окружающей среды. Так, тепловые электростанции ежегодно потребляют до 11 млн. куб. м воды, что составляет 14% от промышленного водозабора в целом по области. Соответственно объем так называемых возвратных вод после их использования в турбоагрегатах и другого технологического оборудования составляет около 9 млн. куб. м в год. Эти воды относятся к категории нормативно-чистых (без очистки), но оказывают влияние на тепловой режим водных объектов. Тепловые станции городов и населенных пунктов существенно загрязняют атмосферу. Их вклад в общее загрязнение составляет около трети по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников. Степень улавливания на предприятиях самая низкая – 3,1%. Основным природоохранным мероприятием является перевод на газ крупных угольных и мазутных источников теплоснабжения, но развитие газового варианта энергетики сдерживает отсутствие энергоресурсов (90% природного газа поставляется в регион извне, завоз горюче-смазочных материалов составляет 100%). К тому же отсутствие газовой инфраструктуры сдерживает газификацию Калининградской области (ее уровень составляет 43% при среднероссийском показателе 54%, в сельской местности он еще меньше – всего 4%).
Освоение гидроэнергетических ресурсов области позволит укрепить энергетическую базу региона. Гидроэнергетический потенциал малых рек региона оценивается более чем в 40 МВт, в том числе 34 разрушенные малые ГЭС (в основном в годы войны) – в 20 МВт.
Использование энергии малых рек в Восточной Пруссии в целях получения электроэнергии началось еще в конце ХIХ века. Перед Второй мировой войной на территории Восточной Пруссии действовало 19 гидроэлектростанций с общей мощностью до 20 МВт. После войны в Калининградской области были восстановлены некоторые более крупные ГЭС, такие как Правдинская-3 мощностью до 11 МВт и Правдинская-4 мощностью около 3 МВт. Когда же область была подключена к единой энергетической системе страны (в советское время), эти гидроэлектростанции были закрыты. В настоящее время ни одна из ранее существовавших гидростанций не работает. В то же время в Польше, в Поморье, раньше входившем в состав Германии, все гидроэлектростанции сохранены и находятся в хорошем техническом состоянии.
Достаточно высокий гидроэнергетический потенциал имеют реки, стекающие с Вармийской и Виштынецкой возвышенностей, имеющих высоты 150–200 м. Это относится в первую очередь к рекам Лава и Анграпа, на которых уже действовали малые ГЭС. К ним можно добавить с условием проведения специальных обследований меньшие по размерам реки – например, Майскую, Резвую, Путиловку, Красную, Писсу – и ряд других небольших рек. Они в своих верховьях при достаточно больших уклонах имеют средние скорости течений 0,5–0,6 м/с, которые заметно увеличиваются при весеннем половодье и во время сильных дождей. За счет эрозии реки выработали здесь довольно глубокие долины, что создает благоприятные условия для строительства плотин.
В настоящее время специалистами выполнены оценки энергетических ресурсов при восстановлении и реконструкции Правдинского каскада ГЭС на реке Лаве с общей проектной мощностью 10,2 МВт. Начаты также работы по восстановлению Озерской ГЭС на реке Анграпа. Расчеты показывают, что если ввести в действие все прежде существовавшие ГЭС и построить ряд новых станций на других малых реках (всего около 25), то можно достичь суммарной мощности всех ГЭС не менее чем 30–35 МВт. При общем потреблении электроэнергии в Калининградской области в год около 4500 МВт доля гидроэлектростанций составит примерно 1–1,2%. Конечно, это немного, но если сравнивать с мощностью местных ТЭЦ, то доля будущих ГЭС возрастает до 6%. Поэтому введение в строй гидроэнергетических каскадов и отдельных ГЭС вполне рентабельно для региона.
Другим нетрадиционным природным энергетическим ресурсом является энергия ветра. Ветроэнергетический потенциал Калининградской области составляет более 1,8 млрд. кВт-ч в год с возможностью размещения ветроагрегатов общей установленной мощностью в 1300 МВт.
В ряде приморских стран, например в Бельгии, Голландии, Дании, ветроустановки распространены очень широко. В Дании их общая мощность достигает более 500 МВт, что сопоставимо с мощностью всех ТЭЦ Калининградской области, которая, кстати, обладает почти такими же потенциальными ветроэнергетическими возможностями. Средние скорости ветра, по данным метеостанции в Балтийске, составляют в течение года от 4,8 до 6,1 м/с, однако максимальные значения во время штормов достигают 25–30 м/с и даже более.
В 2002 году в Калининградской области в районе населенного пункта Куликово на побережье Балтийского моря был открыт первый в России крупный ветропарк при содействии АО «Янтарьэнерго» и Датского энергетического агентства Министерства экологии и энергетики Королевства Дании. К 2008 году мощность 20 ВЭС этого ветропарка составила 5,1 МВт (а региону требуется 500 МВт). Строительство новых ВЭС в АО «Янтарьэнерго» считают делом невыгодным из-за отсутствия поддержки со стороны законодателей.
Таким образом, использование ветровой энергии наряду с энергией малых рек является весьма перспективным направлением в развитии энергетики области. Однако если восстановление и реконструкция ГЭС на некоторых реках уже начались, то строительство новых ВЭУ и ветропарков ведется пока не так активно. Здесь область сильно отстает от многих европейских стран.
Калининградская область имеет и еще один перспективный источник альтернативной энергетики – биотопливо. Использование биоэнергетического потенциала региона позволит экономить ежегодно не менее 90 тыс. т у.т. (что эквивалентно 185 млн. куб. м природного газа).
Таким образом, альтернативные источники энергии Калининградской области могут внести весомый вклад в развитие энергетической структуры региона, сделать ее более экологичной.