Переговорный процесс требует хорошего чувства партнера. Особенно это касается газовых конфликтов.
Ирина Никифорова. Абстракция
Пятая международная конференция «Энергетический диалог Россия – Европейский союз: газовый аспект», организованная некоммерческой организацией Российское газовое общество (РГО), проходила под знаком усиления конкуренции на европейском газовом рынке. Не случайно, что в тот же день в Вене давал пресс-конференцию Рейнхард Мичек, глава европейского консорциума, занимающегося прокладкой газопровода Nabucco, представляющего собой альтернативу российскому «Южному потоку». На обоих конференциях поднимались вопросы, затрагивающие важнейшие проблемы будущей потребности Европы в углеводородах и источниках снабжения европейского рынка.
Как отмечала в своей недавней работе, посвященной проблеме европейской газовой безопасности, ведущая сотрудница французского института международных отношений IFRI доктор Сюзанне Нис, Международное энергетическое агентство (МЭА) в 2009 году пересмотрело газовое потребление, снизив его уровень для последующих лет. Две главные причины такого снижения – экономический кризис с его последствиями, которые будут преодолеваться, возможно, до 5–7 лет, и начало производства нетрадиционных видов газа, таких как сланцевый газ в США. В результате на мировом рынке начинает наблюдаться новый переизбыток газовых ресурсов, включающих теперь намного более дешевый сжиженный газ (его больше потребляют в США).
Однажды и ЕС мог бы также перейти на добычу сланцевого газа. По имеющимся данным, как заявил в недавнем интервью немецкому телеканалу N-TV один из известных в Германии экспертов по энергетике Вернер Циттель, в Европе осуществляются семь проектов по добыче сланцевого газа. Однако добытый его объем был невелик и составил в 2008 году лишь 140 млн. куб. м. Если сравнивать с таким показателем, как потребление газа только в Германии, составляющее 140 млрд. куб. м, то ясно, что сланцевый газ вряд ли спасет европейцев. Частично это обстоятельство, по словам Циттеля, объясняется более жесткими, чем в США, европейскими законами об охране окружающей среды. Дело в том, что при добыче сланцевого газа используются некоторые химикалии, такие как бензол, толуол и ряд других, представляющих собой ядовитые соединения. С их помощью объемы добываемого из сланцев газа резко увеличиваются. А без них добыча становится нерентабельной. Возможно, поэтому в Берлине глава РГО Валерий Язев был столь оптимистичен в отношении перспектив насыщения европейских рынков именно российским газом и отмахивался от «угрозы» сланцевого газа. Как отметил заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев в интервью германской экономической финансовой газете Handelsblatt, «без новых маршрутов поставок газа из России в Европу в 2020 году дефицит газа составит на европейском рынке от 80 до 100 миллиардов кубометров».
Тем не менее перенасыщенность мировых рынков энергоносителями будет наблюдаться, согласно французскому исследованию, по крайней мере до 2015–2016 годов. Это, кстати, приводит к тому, что текущее соревнование между дешевым сжиженным газом и дорогим газом, поставляемым по долгосрочным контрактам из России, ведет к пересмотру соотношения импортных и экспортных цен между «Газпромом» и его главными европейскими клиентами в сторону их снижения.
Свято место пусто не бывает. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
С учетом возникших в 2009 году перебоев в газоснабжении Европы Комиссия ЕС и ряд европейских энергетических концернов выступают за снижение зависимости от России. Так, третий по величине энергетический концерн Германии EnBW совместно с итальянским концерном Eni основал в немецком Карлсруэ совместное предприятие Gesellschaft Gasversorgung Seuddeutschland (GVS) с единственной целью поиска альтернативных источников газоснабжения для Европы в Азии и в Африке. Наибольший интерес сейчас, по словам главы EnBW Ганса Петера Виллиса, представляет Северная Африка. О возможности поставок газа из Северного Ирака для Nabucco говорил в Вене и Рейнхард Мичек. По его словам, турки уже начали разработку проекта строительства соединительного трубопровода в Ирак, другой конец которого будет врезан в газопровод Nabucco на территории Турции. Другим вариантом, упомянутом в интервью N-TV Циттелем, является поставка иранского газа для Nabucco через Курдистан.
Однако ожидаемое ужесточение санкций против Ирана может поставить крест и на этом проекте. Немецкому энергетическому концерну RWE, участнику проекта Nabucco, правда, удалось в апреле прошлого года подписать в Ашхабаде рамочное соглашение о кооперации, предусматривающее совместную разработку туркменских газовых месторождений и изучение вопроса о поставке добытого газа в Европу. Однако, как отметил в Берлине Язев, для доставки добытого немцами в Туркменистане газа нет никакой инфраструктуры. По поводу туркменского газа имеются сомнения и у Циттеля, который считает, что Китай для туркменского газа находится просто ближе, чем Европа.
Конкуренция за владение газовыми рынками Южной Европы привела к тому, что, как пишет Handelsblatt, российский «Газпром» пошел по пути приобретения всего газа Центральной Азии с целью противодействия западным конкурентам в этом регионе. Ту же политику «Газпром» проводит и в отношении Азербайджана, чтобы полностью перекрыть для конкурента Nabucco возможность получения газа и из Центральной Азии, и из Каспийского региона. Так, Медведев намерен закупить весь объем газа, добываемого на азербайджанском месторождении Шах-Дениз-2. Однако, как отмечает Handelsblatt, скупка всего объема экспортного газа в Центральной Азии (не говоря уже об Азербайджане) может обернуться для «Газпрома» гигантскими убытками, поскольку перепродать его российский монополист сможет только по цене ниже закупочной. Если сейчас «Газпром» платит за центральноазиатский газ по 340 долл. за 1 куб. м, то в Европе удается получить только 280 долл. Эта политика «Газпрома», пусть и осуществляемая, как говорится, «себе в убыток», приносит тем не менее плоды. Как отметил в том же интервью N-TV Циттель, на сегодня абсолютно непонятно, когда будет построен газопровод Nabucco, поскольку до сих пор нет никаких договоров с вероятными поставщиками. Возможно, поэтому в международной энергетической прессе и появились спекуляции об объединении проектов Nabucco и «Южный поток». Сам Мичек считает, что в конце 2010 года должно быть окончательно принято решение об инвестициях в строительство Nabucco. До тех пор любые варианты могут считаться возможными.