Схема предоставлена авторами
На конференции ООН по изменению климата в Копенгагене президент России Дмитрий Медведев подчеркнул намерение выполнять обязательства по снижению выбросов парниковых газов «в объеме более 30 миллиардов тонн в период с 1990 по 2020 год». По мнению WWF России, прирост выработки электроэнергии должен быть обеспечен за счет повышения КПД ТЭЦ и ГРЭС и возобновляемых источников, что требует пересмотра инвестиционных программ ТГК и ОГК.
Доминирование традиционного топливно-энергетического сектора в экономике страны, политика субсидирования таких отраслей, как нефтяная, атомная энергетика, крупная гидрогенерация, препятствуют развитию ВИЭ в России. Так, правительство ввело с начала 2010 года нулевые пошлины на экспорт нефти с ряда месторождений Восточной Сибири. Каждый месяц сохранения нулевой ставки экспортной пошлины приносит экономию компаниям, работающим в Восточной Сибири, бюджет недополучает около 10 млрд. руб., которые как раз и можно было бы направить на программы поддержки ВИЭ.
8 января 2009 года было издано распоряжение № 1-р, согласно которому к 2020 году устанавливается значение целевого показателя объема производства и потребления электроэнергии с использованием ВИЭ (без учета крупных ГЭС) в 4,5%.
Результат оценки объема технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, приведенный в данном распоряжении, эквивалентен не менее 4,6 млрд. т условного топлива, что вдвое превышает энергобаланс страны и в 5 раз внутреннее энергопотребление.
Для того чтобы выполнить установленный целевой показатель, необходимо дополнительно ввести генерирующие мощности на ВИЭ, однако планы действий по достижению этих показателей правительством не определены. Также не определен порядок выделения из бюджета субсидий для компенсации стоимости подключения к энергосистеме, механизм закупок и ценообразования электроэнергии, производимой за счет ВИЭ.
В связи с повышенными начальными капитальными затратами на ВИЭ и отсутствием разработанной программы государственной поддержки объемы вводов на ВИЭ в планах генерирующих компаний намечаются в несколько раз меньше, чем необходимо для достижения показателя в 4,5%. В результате этого достижение установленного показателя в 4,5% подвергается сомнению, в то время как в мире прослеживаются кардинально противоположные тенденции.
Показательным примером является Китай, где мощность ветроэлектростанций за один 2009 год удвоилась и составила 25,4 ГВт, из них более 60% в граничащих с Россией регионах. По новым мощностям, установленным в 2009 году, Китай вышел на первое место в мире, опередив США, Испанию и Германию. В 2005 году Китай принял закон о возобновляемой энергетике. В 2007, 2008 и 2009 годах мощности установленных ветроэлектростанций в Китае увеличивались на более чем 100% за год. При таких темпах можно ожидать, что объявленная цель довести к 2020 году общую установленную мощность ветроэлектростанций до 150 ГВт будет достигнута с опережением графика.
Современные реалии показывают, что развитие ВИЭ в России только начинает свой путь. Так, вклад ВИЭ (без крупных ГЭС) в энергобаланс всего около 1%. Федеральное законодательство касается поддержки ВИЭ, включаемых в объединенные энергосистемы. Однако они не относятся к зоне децентрализованного энергоснабжения, где экономический эффект от ВИЭ максимален.
Однако в конце 2007 года произошли позитивные изменения в области государственной политики в области энергетики. По инициативе РАО «ЕЭС России» в качестве поправок к уже существующему Закону «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ были приняты статьи, направленные на поддержку развития возобновляемой энергетики. Принятые поправки не только впервые дают определение ВИЭ в законодательстве РФ, но и определяют задачи для правительства по развитию ВИЭ.
В условиях крайне низких темпов роста генерации от ВИЭ отставание планируемого энергокомпаниями ввода новых мощностей от установленных правительством РФ целевых показателей по ВИЭ WWF России считает необходимым активизировать диалог с энергокомпаниями по этим проблемам. В связи с тем, что потенциал возобновляемых источников энергии распространен по территории России крайне неравномерно, а технические возможности и экономическая целесообразность создания объектов генерации существенно зависят от местных особенностей, WWF России придерживается дифференцированного подхода к генерирующим и сетевым компаниям в отношении развития ВИЭ.
WWF России обратился к электрогенерирующим компаниям (ОГК и ТГК) с целью внедрения компаниями энергоэффективных и экологических стандартов в их экополитику, в частности, сделать показатели ВИЭ индикатором экологической ответственности компаний. WWF России будет формировать общественное мнение об экологической ответственности генерирующих компаний, оказывать содействие для активного внедрения использования ВИЭ в инвестиционных планах развития генерации в РФ (ОГК и ТГК), а также поддерживать участие общественных организаций в совершенствовании государственной политики по развитию ВИЭ, в том числе в части создания финансово-организационных стимулов для развития ВИЭ. Электрогенерирующие компании готовы сотрудничать с целью развития ВИЭ, но в настоящее время во многих компаниях доля выработки электроэнергии на основе ВИЭ или не ведется, или крайне незначительна, отсутствует изученная база, включая оценку применимости ВИЭ и планов для развития.
WWF России считает, что для масштабного увеличения доли ВИЭ в энергетике необходим комплексный подход, включающий меры поддержки ВИЭ как со стороны государства, так и бизнеса совместно с общественностью. По словам Дмитрия Медведева на встрече с представителями деловых кругов 2 марта 2010 года, «любой «зеленый рост» возможен только в том случае, когда мы сможем отыскать в этом бизнес-элемент». Президент подчеркнул, что «как только этим вопросом стал интересоваться бизнес, у этой темы появились перспективы».