Предложение объединить "Газпром" и "Нафтогаз" отразило желание России усилить свои позиции в вопросах поставок газа на рынок ЕС.
Фото Владимира Захарина
Возвращение к вопросу создания газотранспортного консорциума и слияния нефтяных компаний двух стран стало возможным после потепления двусторонних отношений. Визит президента России Дмитрия Медведева 17–18 мая в Киев закрепил благоприятный фон для переговоров о дальнейшем сотрудничестве России и Украины, в том числе и в газовой сфере.
Предложение российского премьер-министра Владимира Путина объединить «Газпром» с украинской компанией «Нафтогаз» отразило желание России усилить свои позиции в вопросах поставок газа на европейский рынок, сделать их более безопасными и предсказуемыми.
Труба как гарант независимости
В последние годы газотранспортная система (ГТС) Украины стала разменной монетой в межгосударственных отношениях, а также в отношениях между оппозицией, властями и отдельными финансово-промышленными группами, связанными с газовым бизнесом. Вопросы ее работы и модернизации вызывают повышенную политическую активность. На газовой тематике сделан не один политический капитал.
Предложение России в газовой сфере дает Украине, видимо, последний шанс не допустить того, чтобы труба из «гаранта независимости» не превратилась просто в кучу никому не нужного железа. Дело в том, что на протяжении нескольких последних десятилетий, и особенно после 1991 года, в украинскую ГТС не вкладывались средства, необходимые для ее надежной работы. Это привело к тому, что в настоящее время украинская газотранспортная система находится в плачевном состоянии. Для ее модернизации необходимы значительные средства, превышающие возможности украинской стороны. По оценкам украинского президента, в текущем году для модернизации ГТС Украины необходимо 600 млн. долл. В первую очередь эти средства нужны для модернизации перекачивающих станций.
В случае отсутствия инвестиций в модернизацию уже через несколько лет пропускная способность ГТС может быть снижена до 50–60 млрд. куб. м в год. Соответственно будет уменьшена не только роль украинской трубопроводной системы в экспорте российского газа в европейские страны, но и сокращены поступления в бюджет. В середине мая это подтвердил и премьер-министр Украины Николай Азаров, который сообщил, что если модернизация не будет проведена, то украинская ГТС будет неконкурентоспособна.
Однако подобные вопросы мало интересуют нынешнюю оппозицию, которая уже пообещала Виктору Януковичу, что пойдет на жесткие меры, но не допустит передачи украинской ГТС России. Для оппозиции важнее иметь резонансный вопрос, который можно использовать на выборах, чем объяснять своим избирателям на западе Украины, какие выгоды для экономики может принести сотрудничество в газовой сфере с Россией.
Позиции сторон
Украина не раз заявляла об озабоченности состоянием газотранспортной системы. Однако дальше политических заявлений дело пока не идет.
Для компании «Нафтогаз», которая на 100% является государственной, гипотетическое объединение с «Газпромом» несет значительные выгоды. Прежде всего это возможность улучшить свое финансовое состояние и опереться на мощного партнера. Помимо этого получить доступ к добыче газа на российской территории и средства на модернизацию своей газотранспортной системы. В долгосрочном плане – заручиться определенной долей гарантии сохранения транзита российского газа. По различным оценкам, затягивание с модернизацией газотранспортной системы может привести к тому, что уже в ближайшие годы объем прокачиваемого газа может снизиться.
Падение объемов транзита приведет, с одной стороны, к ускоренному вводу в строй газопроводов «Южный поток» и «Северный поток», а с другой – к окончательной утрате интереса к изношенным активам украинской ГТС.
Интерес «Газпрома» тоже очевиден. Компания хотела бы получить контроль над украинской трубой и тем самым устранить непредсказуемость в газовых отношениях. Тем более что каждый новый украинский президент и правительство считают своим долгом настаивать на отмене прежних договоренностей и заключать новое. Также если исходить из долгосрочных интересов и ориентироваться на рост потребления в Европе, то для России украинская газотранспортная система будет совсем не лишней. По крайней мере ее нынешняя модернизация вполне по силам российской компании. По мнению заместителя председателя Государственной Думы, президента Российского газового общества Валерия Язева, данное предложение актуально и своевременно. Оно поднимет российско-украинское сотрудничество в энергетической сфере на новый уровень и позволит обеспечить надежный транзит российского газа в Европу, что особенно важно в долгосрочной перспективе.
Несмотря на значительный экономический выигрыш как России, так и Украины, украинские власти не торопятся ускорять процесс создания газотранспортного консорциума и тем более идти на объединение газовых компаний. Вполне обоснованно опасаясь, что объединение с «Газпромом» – это не просто взаимный обмен активами, но и значительное усиление влияния России на украинскую экономику, а через нее и на политические процессы. О неприемлемости для Киева поглощения «Газпромом» «Нафтогаза» говорил глава внешнеполитического ведомства Украины Константин Грищенко – Украина намерена сохранить контроль над компанией.
Пойти на столь масштабную «сдачу» позиций, пожертвовать «священной коровой», которой представляют украинскую ГТС, Януковичу будет нелегко, а скорее всего и нереально. И не только по политическим соображениям. Стоит учитывать тот факт, что внутренний газовой рынок Украины через управляющие компании контролируется крупными финансово-промышленными структурами. Областные и городские газовые компании, которые доставляют топливо до конечного потребителя, являются лакомым куском украинской экономики. Поделиться этим высокодоходным куском экономики украинскому президенту вряд ли дадут представители газового бизнеса, находящиеся в структурах исполнительной и законодательной власти, которые совсем не заинтересованы в реализации российских предложений. Их влияние на позицию Януковича достаточно сильное, тем более что многие являются спонсорами Партии регионов. Не случайно Янукович заявил, что украинской стороне будет выгодно только паритетное объединение «Газпрома» и «Нафтогаза».
Предложения Киева
Украина предлагает создавать совместное предприятие, в качестве активов которого вошли бы российские месторождения и украинская труба. Другим вариантом решения вопросов, связанных с финансированием модернизации украинской ГТС, могут стать кредиты российских и европейских банков. Однако и в том, и в другом случае Киев настаивает на равноправном участии в управлении.
Между тем сложно объединять разные по размерам активы различных по мощи компаний. Рыночная стоимость украинской компании составляет, по оценкам, около 5–8% от стоимости активов «Газпрома». Подобный «вес» «Нафтогаза», по всей видимости, должен определять и принципы объединения. В этой связи сложно говорить о равноправном участии, на чем настаивает украинская сторона. Тем более что после 2004 года положение украинской компании постоянно ухудшалось. Усиление налогового бремени и недальновидная политика властей привели компанию к банкротству, чьи долги в последнее время покрываются из бюджета.
На пути объединения стоит Закон «О трубопроводном транспорте», в который в феврале 2007 года Верховная Рада внесла изменения, запрещающие операции с украинской ГТС. С учетом непростой политической ситуации в Украине все это уменьшает вероятность налаживания эффективного сотрудничества в газовой сфере между двумя странами.
Для России отсутствие прогресса в газовой сфере не является критичным. Другое дело – Украина, для которой уменьшение объемов прокачиваемых ресурсов, что может произойти в обозримой перспективе, будет означать уменьшение геополитического влияния и снижение внимания со стороны европейских стран. Все это может стать реальностью в случае, если внутриполитические процессы в Украине возьмут верх над экономической целесообразностью.