Сланцевый газ становится шлягером года. Причем сколько экспертов, столько и мнений. Но если российские предпочитают в основном преуменьшать значение сланцевой революции, то наиболее авторитетные западные эксперты газового рынка испытывают все большую уверенность, что тихая революция в добыче сланцевого газа, произошедшая в США в последние годы и существенно изменившая всю энергетическую сферу страны, может повториться и в Китае. Во всяком случае, пишут журналисты Интерфакс из Лондона, так считает международное агентство Bloomberg. Напомним, что, по некоторым данным, в частности – опубликованным британским агентством ВВС, в прошлом году США опередили Россию, заняв первое место по уровню добычи природного газа на фоне роста производства на сланцевых месторождениях до 10% от общего объема добычи. В 1990 году подобный объем добытого сланцевого газа составлял всего 2%. Именно это обстоятельство, если верить ВВС, главный исполнительный директор BP Тони Хэйвард и назвал тихой революцией. «Ситуация в американской газовой отрасли полностью изменилась за очень короткое время», – сказал Хэйвард. Стремительный подъем в сфере добычи сланцевого газа начался в США, пишет ifx.ru, когда технологический прорыв позволил компаниям извлекать газ из запасов, которые ранее считались недоступными. Появившиеся в результате объемы были настолько велики, что теперь эксперты уверены в обеспеченности США газом на многие десятилетия. По словам Хэйварда, эти дополнительные поставки и обретенная США самостоятельность в обеспечении газом вызвали перенасыщение мирового газового рынка и снижение цен. Газовые фьючерсы на американской торговой площадке Henry Hub с исторического максимума, зафиксированного в июле 2007 года, подешевели по ifx.ru на 67% – до 4,535 долл. за 1 млн. британских тепловых единиц (BTU).
Следующие китайцы
«Если китайцам удастся сделать со своими сланцевыми месторождениями газа то же, что американцы сделали со своими, это полностью перевернет всю картину энергопоставок в стране», – заявил ВВС старший партнер Morten Frisch Consulting Мортен Фриш. PetroChina Co., крупнейшая энергокомпания Китая, оценивает запасы сланцевых газов в 45 трлн. куб. м. Это больше, чем доказанные запасы газа в России в прошлом году, свидетельствуют данные отчета Statistical Review of World Energy, подготовленного BP. «Мы действительно полагаем, что в Китае могут находиться значительные запасы сланцевого газа», – заявил представитель Управления информации по энергетике США (Energy Information Administration, EIA) Ричард Ньюуэлл. Как известно, в настоящее время Китай, выбрасывающий больше всего парниковых газов в мире, пытается снизить зависимость собственной энергетической сферы от угольного топлива. КНР активно строит СПГ-терминалы и уже начала, как сообщает ifx.ru, импортировать газ по трубопроводам из Туркменистана. В прошлом году уровень потребления газа в Китае составил 81 млрд. куб. м, при этом добыто было всего 76 млрд. куб. м. Ежегодный уровень импорта, включая ввоз через СПГ-терминалы, к 2020 году превысит 135 млрд. куб. м, полагают эксперты Центра энергетических исследований в Пекине. К этому же времени страна планирует сократить долю угля в энергетической отрасли до 60% с нынешних 70%. По словам Ньюуэлла, отмечает ВВС, сланцевые месторождения станут «важным источником» газа для КНР и к 2030 году будут давать до 25% общего объема добычи... но только в будущем. «Сланцевый газ в Китае переживает пору юности», – сказал Фриш. Аналогичного мнения придерживается и Ньюуэлл. По его словам: «С технологической точки зрения мы еще на очень ранней стадии развития».
Ноу-хау для третьих стран
Российские эксперты высказывают мнение, что американцы вряд ли пойдут на передачу своей технологии разработки месторождений сланцевого газа другим странам. Однако имеющиеся данные говорят об обратном. В ноябре прошлого года, согласно ifx.ru, Китай и США подписали соглашение о сотрудничестве в сфере разработки сланцевых месторождений, в результате американские и китайские компании будут вместе искать и разрабатывать сланцевые месторождения газов. PetroChina и Royal Dutch Shell будут сообща искать сланцевые газы в провинции Сычуань, а China Petroleum & Chemical Corp. (Sinopec) будет сотрудничать с BP. Shell и PetroChina также сделали совместное предложение о покупке австралийского производителя газа из угольных пластов Arrow Energy Ltd. за 3,3 млрд. австралийских долларов (3 млрд. долл. США). Если американским компаниям, в частности – Exxon Mobil и Chesapeake Energy, удастся проникнуть на китайский рынок и применить свой опыт для добычи сланцевого газа, китайскую энергетическую отрасль могут ждать кардинальные изменения, пишет ifx.ru. На американский рынок сланцевого газа выходят французы. Французская энергетическая компания Total создала совместное предприятие с американской Chesapeake Energy, благодаря которому она получит долю в 25% в активах американской компании в Техасе, специализирующейся на добыче сланцевого газа. Французы заплатили за выход на американский рынок сланцевого газа 800 млн. долл., а также пообещали профинансировать расходы на бурение на общую сумму в 1,45 млрд. долл. в течение шести лет. За эти средства Total досталась часть актива, на котором уже добывается около 700 млн. куб. футов газового эквивалента в сутки, а запасы составляют около 3 трлн. куб. футов. В Total по праву эту сделку называют стратегически важной для укрепления позиций на рынке нетрадиционных видов нефти и газа. В свою очередь, для Chesapeake нужен был инвестор: как отмечает агентство MarketWatch, за последние 18 месяцев эта компания заключила сделки на 10,8 млрд. долл.
Степень изменений газовых рынков Китая, США и Европы под влиянием развития добычи сланцевого газа будет напрямую зависеть в том числе от той выгоды, которую производители смогут извлечь от производства сланцевого газа по сравнению с добычей традиционного, а также от политики правительства в данной области, отметил Ньюуэлл. Эксперт полагает, что добыча сланцевого газа может быть рентабельной при стоимости газа в 3–7 долл. за 1 млн. BTU. Для сравнения: в США, по данным EIA, только в прошлом году благодаря развитию технологий извлекаемые запасы сланцевого газа выросли на 51%. Вопрос политики может сыграть в этом при определенных обстоятельствах и решающую роль. Если страны-потребители столкнутся с единым фронтом стран-производителей, будь то в виде газового ОПЕК или клуба газопроизводящих стран, то нельзя исключать, что политический фактор начнет преобладать.