Глава Торгово-экономического представительства посольства Государства Израиль Эдуард Штейнбук ответил на вопросы Олега Никифорова, ответственного редактора «НГ-энергии», относительно месторождений газа, найденных в Средиземном море.
– Как выглядит израильский энергетический баланс сегодня и какие изменения он может претерпеть завтра?
– Буквально до прошлого года считалось, что у Израиля нет собственных месторождений углеводородов, и еще совсем недавно большинство израильских электростанций работали на угле. Как говорится, Израиль – это единственное место на Ближнем Востоке, где из всего изобилия природных ресурсов есть только песок. Здесь уместно вспомнить анекдот, что Моисей 40 лет водил народ Израиля по пустыне и привел его как раз туда, где нет нефти┘ Поскольку все энергоносители мы закупаем за рубежом, конечно, существует определенная зависимость от импорта. При этом общая тенденция использования такого экологически чистого энергоносителя, как газ, не обошла стороной и Израиль. Например, израильская электрическая компания – аналог российского РАО «ЕЭС» – в последний период все больше и больше использует природный газ. Тепловая электростанция в Тель-Авиве уже полностью перешла на газ. Один из основных поставщиков этого вида топлива – соседний Египет. В январе 2009 года в израильских территориальных водах Средиземного моря, в нескольких десятках километров от порта Хайфа, на глубине около 4–5 тысяч метров было открыто месторождение газа. Первая оценка его запасов составляла 88 миллиардов кубометров, а свежие данные говорят уже о 230 миллиардах кубометров. Такой объем позволяет обеспечить потребности израильской экономики лет на 20. Это, разумеется, существенно меняет положение Израиля в плане энергообеспечения. Тем более даже самые осторожные эксперты полагают: скорее всего ресурс Хайфского месторождения окажется еще больше.
– Какова судьба в этой связи энергообеспечения страны и кто будет разрабатывать новое месторождение?
– Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время своего визита в Москву сказал две вещи. С одной стороны, в связи с открытием собственных месторождений газа строительство трубопровода для поставок российского газа через Турцию становится менее актуальным. С другой стороны, в Израиле сохраняется интерес к сотрудничеству с Россией в освоении найденных запасов газа. Речь идет о технологии разработок и добычи. У «Газпрома» имеются, конечно, соответствующие ноу-хау. Лицензия на разработку принадлежит открывшему месторождение консорциуму, в состав которого входят три израильские фирмы («Исрамко», «Делек» и «Авнер») и одна американская («Нобел энержи»). Соответственно решение о выборе подрядчиков и технологий добычи относится к сфере компетенции данного консорциума. Мы полагаем, что промышленная эксплуатация месторождения начнется не ранее 2012 года.
– Как обстоит дело с использованием других видов энергии?
– В Израиле существует национальная программа, имеющая две составляющие: очистка и повторное использование воды и использование альтернативных источников энергии. В проектах освоения солнечной, геотермальной и ветровой энергии есть интересные и перспективные разработки, которые уже нашли применение. Например, израильские ветряные электростанции на Голанских высотах. Опыт Израиля в сфере альтернативных источников энергии привлекает иностранных инвесторов: немецкий концерн «Сименс» приобрел недавно 100% акций компании «Солель» за 420 миллионов долларов и 40% компании «Арава Пауэр» за 15 миллионов долларов.