Экономика стран Центральной Азии не справляется с грузом давних проблем.
Фото Александры Шмект
В конце 2009 года Узбекистан вышел из Объединенной энергосистемы Центральной Азии. В результате таджикская сторона фактически лишилась возможности импортировать электричество из Туркмении (которое ранее доставлялось транзитом через Узбекистан и позволяло восполнять дефицит). По мнению многих обозревателей этот шаг носит чисто политический характер и призван оказать давление на ряд бывших центральноазиатских советских республик. Надо отметить, что Объединенная энергосистема Центральной Азии (ОЭС ЦА) представляет собой блок энергосистем (ЭС), соединенных между собой линиями 220 и 500 кВ, работающий параллельно с ЕЭС России через сети Казахстана. В состав блока входят: южная часть ЕЭС Казахстана, ЭС Узбекистана, ЭС Таджикистана, ЭС Кыргызстана, ЭС Туркменистана (вышла из ОЭС ЦА в июне 2003 года). Координация их режимов работы осуществляется единым диспетчерским центром КДЦ «Энергия». Режим работы ОЭС ЦА учитывает обеспечение контрактных и договорных перетоков электроэнергии между ЭС государств Центральной Азии.
Условия для кризисной ситуации
Проблематика энергетики региона связана с необходимостью совместного использования гидроресурсов высокогорных рек (накопленные в высокогорных странах гидроресурсы используются в других странах ниже по течению) и взаимозависимостью балансов электроэнергии и мощности в силу неравномерной структуры генерирующих мощностей и сетей, расположенных сегодня на территориях независимых государств. Формирование текущей кризисной ситуации началось в ходе осенне-зимнего периода 2007/2008 гг. Уже в январе 2009 года Узбекистан прекратил транзит электроэнергии из Туркменистана в Таджикистан через свои электрические сети. В энергосистеме последнего покрытие дефицита мощности в объеме до 400 МВт осуществлялось за счет незапланированного отбора электроэнергии, в том числе из энергосистемы Казахстана.
Отклонения сальдо перетоков энергосистем ОЭС ЦА приводят к набросам мощности на электропередачу 500 кВ между северной и южной частями ЕЭС Казахстана. В свою очередь, это приводит к работе противоаварийной автоматики с отключением потребителей на юге Казахстана. Для предотвращения подобного ЕЭС Казахстана с 26 февраля 2009 года перешла на раздельный режим работы с ОЭС ЦА. После проведения серии переговоров, в том числе на межправительственном уровне, 11 марта 2009 года параллельная работа ЕЭС Казахстана и ОЭС ЦА была восстановлена.
Однако с наступлением осенне-зимнего периода 2009/2010 гг. ситуация стала повторяться. 24 октября 2009 года системный оператор ЕЭС Казахстана АО «KEGOC», после неоднократных предупреждений, произвел отключения высоковольтных линий 220–500 кВ в южной части ЕЭС Казахстана и отделил основную часть ЕЭС Казахстана от ОЭС ЦА. Северная часть ЕЭС Казахстана и Алма-атинская энергосистема остались работать синхронно с ЕЭС России, а Чимкентская и Джамбульская области - синхронно с ОЭС ЦА.
При этом энергосистема Таджикистана продолжила допускать значительные отклонения фактических балансов электроэнергии и мощности от плановых. В ОЭС ЦА начались колебания частоты переменного тока, приводящие к работе автоматической частотной разгрузки потребителей. 30 октября Узбекистан вышел из системы взаимопоставок электроэнергии с Таджикистаном, незадолго до этого запустив в работу Сурхандарьинскую ЛЭП и тем став полностью независимым от таджикской энергии. 9-го ноября 2009 года в Таджикской энергосистеме, работающей с пониженной частотой отдельно от ОЭС ЦА, во время утреннего роста нагрузок произошло дальнейшее снижение частоты, и ввиду того, что достаточных стабилизирующих действий не было предпринято, возникла лавина частоты с полным погашением энергосистемы (отключились основные системообразующие линии и все электростанции). Таджикистан обратился к Узбекистану с просьбой включить межгосударственную линию 500 кВ Гузар (Узбекистан) - Регар (Таджикистан) для разворота Нурекской ГЭС (Таджикистан). При этом под действием защиты в западной части ЭС Узбекистана отключилась линия 500 кВ Сырдарьинская ГРЭС - Согдиана с автоматическим отделением западной части энергосистемы от ОЭС ЦА и погашением потребителей в объеме порядка 500 МВт. В период ликвидации аварии западная часть энергосистемы Узбекистана работала параллельно с Таджикской энергосистемой и отдельно от ОЭС ЦА.
Разлады между соседями
Ситуация обусловила намерения выйти из состава ОЭС ЦА Казахстана и Узбекистана. Объявления об этом были сделаны соответственно 3-го и 5-го ноября 2009 года. Впоследствии никаких официальных документов на этот счет опубликовано не было. Однако, поскольку небалансы мощности в ЭС Таджикистана продолжались, узбекской стороной было принято одностороннее решение об отключении электрических связей Узбекистан - Таджикистан в качестве способа стабилизировать частоту в энергосистемах региона при значительных небалансах со стороны Таджикистана. Другой способ - включение Казахстаном электрических связей 220–500 кВ в южной части ЕЭС Казахстана с восстановлением параллельной работы ОЭС ЦА с ЕЭС России. Энергосистемы стран Центральной Азии присоединены к ЕЭС Казахстана в ее южной части. В свою очередь, ЕЭС Казахстана соединена с ЕЭС России и представляет собой структуру в виде трехлучевой звезды с направлениями на Урал, Сибирь и Центральную Азию. Северную и южную части ЕЭС Казахстана соединяет длинный транзит 500 кВ. Ранее данный транзит был одноцепным и отключение любой ВЛ 500 кВ приводило к отделению юга Казахстана от ЕЭС Казахстана с вводом ограничения потребителей. В 2009 году введена в эксплуатацию вторая цепь 500 кВ Север-Юг.
Параллельная работа ЕЭС России и ЕЭС Казахстана осуществляется на основании Договора о параллельной работе энергетических систем Республики Казахстан и Российской Федерации от 1 октября 1999 года. Во исполнение статьи 2 Соглашения между правительством РФ и правительством Казахстана о мерах по обеспечению параллельной работы единых энергосистем двух стран готовится к подписанию пакет новых договоров, в том числе Договор о параллельной работе энергосистем России и Казахстана. Ранее сроком его подготовки обозначалось 31 декабря 2009 года. Однако в силу ряда неурегулированных вопросов сроки подписания договора перенесены. Перечнем поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам энергетики 14 декабря 2009 года контрольной датой обеспечения заключения договора обозначено 1 марта 2010 года. С иными государствами, входящими или входившими в ОЭС ЦА, Россия не имеет электрических связей и соглашений о параллельной работе.
Что надо регулировать
Одним из основных вопросов, подлежащих урегулированию для заключения договора о параллельной работе энергосистем России и Казахстана, является вопрос о величине допускаемых отклонений фактического сальдо перетоков между ЕЭС России и ЕЭС Казахстана от заданного диспетчерским графиком. Казахстанская сторона заявила о готовности нести ответственность за урегулирование отклонений, вызванных отклонениями фактического сальдо перетоков остальных энергосистем Центральной Азии, работающих параллельно с ЕЭС Казахстана, только при условии достижения договоренности по величине среднечасовых допустимых отклонений между ЕЭС России и ЕЭС Казахстана. Нормоустанавливающие документы в этой области утвержденны Энергетическим советом СНГ в 2007 и 2009 гг.
Установление завышенного значения среднечасовой величины допустимых отклонений для ЕЭС Казахстана будет означать, что казахстанская сторона не будет компенсировать затраты, которые несут субъекты российской энергетики в результате регулирования дисбалансов электроэнергии и мощности ЕЭС Казахстана и ОЭС ЦА. Кроме того, значительное допустимое отклонение потребует поддержания дополнительных резервов мощности на электростанциях ЕЭС России. В условиях недостаточности резервов в ОЭС Сибири после прекращения выработки электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС это создает опасность для надежной работы энергосистем Западной Сибири в осенне-зимний период 2009/2010 гг. Авария в ЭС Таджикистана (на Нурекской ГЭС) влияния на переток Урал Казахстан Сибирь не оказала. Однако существенное влияние на величину транзита электроэнергии по этому направлению может оказать дефицит мощности центральноазиатского региона и юга Казахстана в часы максимальных нагрузок. В условиях недостаточности собственных энергоресурсов и невозможности их получения от соседних энергосистем, энергосистемы ЦА (в первую очередь Таджикистана и Кыргызстана) будут допускать незапланированные отборы мощности. Эти отклонения перетоков мощности от плановых значений создают непосредственную угрозу надежности работы ЕЭС России, поскольку их величина сопоставима с максимально допустимыми перетоками в межгосударственных и во внутренних контролируемых сечениях. В минувшем году в результате перегруза транзита СеверЮг Казахстана в режиме параллельной работы с ОЭС Центральной Азии произошло 4 аварийных разрыва транзита с отключением потребителей на юге и в центральной части Казахстана. 11 февраля 2009 года в энергосистеме Казахстана устройствами автоматики была отключена воздушная линия Л-530 Агадырь - ЮК ГРЭС, по которой осуществляется параллельная работа ОЭС ЦА с ЕЭС России. В результате от автоматической частотной разгрузки были отключены потребители во всех энергосистемах стран региона.
Осенне-зимний период 2009/2010 гг. в регионе ЦА проходит в условиях применения Киргизией и Таджикистаном значительных ограничений потребления. Кроме того, возможны несогласованные действия отдельных энергосистем ОЭС ЦА, что может привести к ее разделению на несинхронные части. Несбалансированность режимов ОЭС ЦА и недостаточность регулировочных мощностей в Казахстане может привести к существенным колебаниям сальдо перетоков в сечении ЕЭС Россия ЕЭС Казахстана до 500–800 МВт.
Необходимость дополнительного резервирования пропускной способности из-за неплановых перетоков мощности приводит к невозможности корректного планирования передачи электроэнергии (мощности) в ОЭС Сибири из основной части ЕЭС России. При этом отклонения от согласованных диспетчерских графиков сальдо перетоков наносят экономический ущерб участникам оптового рынка электроэнергии России. Кроме того, избыток мощности в ОЭС ЦА и Казахстане увеличивает транзитные возможности передачи электроэнергии по маршруту Урал Казахстан Сибирь, тогда как дефицит мощности в ОЭС ЦА и Казахстане уменьшает транзитные возможности вплоть до нуля.
Отделение любой из энергосистем от ОЭС ЦА не окажет существенного влияния на величину транзита электроэнергии Урал-Казахстан-Сибирь. Однако поскольку значительные небалансы и вызванные этим колебания частоты наносят экономический ущерб всем энергосистемам и создают угрозу надежности работы энергосистем и повреждения оборудования, отделение той или иной «проблемной» энергосистемы центрально-азиатского региона от ОЭС ЦА может быть рассмотрено как фактор, повышающий собственную надежность работы ЕЭС России.