Возможность реализовать инвестиционную стратегию, разработанную менеджментом РАО, вызывает все больше сомнений практически у всех игроков на рынке электрогенерации.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В июне 2008 года, выступая на последней ежегодной конференции РАО «ЕЭС России» накануне ликвидации компании, председатель правления РАО Анатолий Чубайс подводил в своем докладе итоги реформы электроэнергетики. По понятным причинам он оценил их очень позитивно, в частности, заметив, что «абсолютное большинство оппонентов оказались способны согласиться с тем, что предложенная конструкция разумна и дееспособна». Однако и тогда, и сейчас далеко не все готовы выразить солидарность с этой точкой зрения. Причем речь идет не о традиционных идеологических оппонентах Анатолия Чубайса, а о тех самых частных инвесторах, приход которых был одной из главных задач реформы РАО. Это неудивительно. Поскольку именно им приходится пользоваться плодами проведенных преобразований.
Скепсис Миллера
Спустя буквально три недели после того триумфального заявления Анатолия Чубайса глава «Газпрома» Алексей Миллер высказал мнение, что итоги реформы можно будет подвести лишь лет через 10, тогда станет ясно, насколько она была эффективна. И не без горькой иронии добавил: «Пока только видим, как раскрываются «золотые парашюты» над менеджерами выделившихся из РАО генерирующих компаний».
Скепсис Миллера может кому-то показаться неубедительным, учитывая, сколь часто, в свою очередь, Чубайс критиковал «Газпром», в том числе, как ни странно, и за его вхождение в электроэнергетику. Глава РАО «ЕЭС России» публично высказывался в том духе, что лучше бы «Газпром» тратил средства на увеличение добычи газа, поскольку якобы нынешний ее уровень недостаточен и тормозит рост энергетической отрасли в целом и электроэнергетики в частности. Что было, мягко говоря, лукавством, поскольку ежегодно невыборка предприятиями электроэнергетики договорных объемов газа составляла от 5 до 10 млрд. куб. м.
«Газпромовская» экспансия в электроэнергетику
Однако прошедшие полтора года показали, что никаких проблем с поставками газа у электростанций не возникло, а лидером по инвестициям в электроэнергетику стал именно «Газпром», в электроэнергетический дивизион которого входят ТГК-1, Мосэнерго (ТГК-3), ОГК-2 и ОГК-6. Об этом свидетельствуют цифры и объемы. В 2008 году 90% генерирующих мощностей в стране было построено газовой корпорацией. Основные вводы произошли в Мосэнерго, где на двух электростанциях было введено три энергоблока по 450 МВт каждый. В прошлом году «Газпромом» была построена половина всех введенных генерирующих мощностей. Основная их часть на этот раз пришлась на ТГК-1, где было введено 240 МВт. Общий объем «газпромовских» инвестиций в электроэнергетику на конец прошлого года составил 140 млрд. руб. В текущем году совокупный ввод новой генерации составит 1160 МВт. Кроме того, «Газпром» реализует еще два крупных проекта – в Калининградской области и Краснодарском крае. В первом случае речь идет о строительстве второго энергоблока на Калининградской ТЭЦ-2 установленной мощностью 450 МВт. Второй проект – это строительство Адлерской ТЭС установленной мощностью 360 МВт (фактическая не меньше 386). Всего к 2015 году прирост установленной мощности в «газпромовской» генерации составит 15%, или 5640 МВт.
В то же время надо сказать, что обеспечить столь значительные инвестиции в сжатые сроки могла себе позволить только одна из крупнейших мировых корпораций, какой является «Газпром», тогда как у других собственников российских генкомпаний с этим возникли серьезные проблемы финансового порядка.
Инвестпроблемы
Здесь мы выходим на ключевую проблему. Суть ее в том, что возможность реализовать инвестиционную стратегию, разработанную менеджментом РАО (вернее, даже три стратегии – до 2012, 2020 и 2030 годов), вызывает все больше сомнений практически у всех игроков на рынке электрогенерации, а к настоящему времени, похоже, и госструктур. Стоит сказать, что инвестпрограмма РАО изначально была раскритикована многими специалистами, но на Анатолия Чубайса это не произвело впечатления – он уверенно заявил: «Я не думаю, что программа будет выполнена по каждому объекту день в день, на 100% до 2012 года. Конечно, сдвиги произойдут, но моя оценка реалистичности ее исполнения – от 70 до 100%». Гарантиями же их выполнения он назвал: во-первых, заложенную в договорах на поставку мощности (ДПМ) финансовую ответственность генкомпаний – штраф за неисполнение инвестпрограммы – до 25% от стоимости этой программы. Во-вторых, реальный рыночный спрос. В-третьих, реальные источники финансирования (в первую очередь частные инвестиции). В-четвертых, фактический задел по реализации заключенных контрактов с генподрядчиками. Оставив в стороне первый пункт (поскольку это административная мера, не экономическая) и последний ввиду его абстрактности, рассмотрим второй и третий.
Составителями инвестпрограммы прогнозировался в 2008–2012 годах ежегодный рост в 4,4%, а к 2020 году предусматривался рост энергопотребления свыше 1700 млрд. кВт-ч (на 70%). Текущие же прогнозы системного оператора и Минэнерго предполагают, что к 2020 году объем электропотребления составит около 1300 млрд. кВт-ч. То есть разница весьма ощутимая. А в 2009 году, как известно, вообще произошел спад энергопотребления на 4,6% по сравнению с предыдущим годом.
Теперь что касается «реальных» источников финансирования. По словам Анатолия Чубайса, «около 800 миллиардов рублей – средства, уже полученные от размещения и конкурентных продаж акций ОГК и ТГК». Остается только неясным вопрос: откуда, кроме этих «уже», генкомпаниям взять еще четыре с лишним триллиона рублей на выполнение обязательных инвестпрограмм, предусматривающих до 2020 года ввод частными инвесторами 120 ГВт, в условиях отсутствия на сегодня механизмов, гарантирующих инвестиции, долгосрочного рынка мощности (ДРМ) и/или долгосрочного тарифа на мощность?
Этот ключевой вопрос в своем «прощальном» докладе Анатолий Чубайс не затронул ни единым словом, в том числе и говоря о рисках неисполнения инвестпрограммы, кроме упований на руку рынка, которая сама все определит. Инвесторы, однако, так не считают и, наоборот, уже полтора года ждут от правительства решений, которые дадут им возможность компенсировать затраты на выполнение инвестиционных программ. Правительство не спешит и рассматривает сейчас пятую (!) по счету концепцию ДРМ.
То есть гарантии по выполнению инвестпрограмм, о которых говорил Анатолий Чубайс, оказались мыльным пузырем, лопнувшим при первом же столкновении с реальностью. Результат – уже в 2009 году из запланированных для генерирующих компаний к строительству 4,3 ГВт мощностей было введено только 1 ГВт. В итоге краткосрочная инвестиционная стратегия (до 2012-го) сможет быть выполнена лишь к 2019 году.
«Золотые парашюты» по-русски
К этому стоит добавить, что, разрабатывая инвестиционную стратегию, руководство РАО «ЕЭС России» не только не предусмотрело механизмы ее финансового обеспечения, но и, наоборот, создало дополнительные сложности финансового порядка для инвесторов, заботу о которых на словах так демонстрировал Анатолий Чубайс. Речь идет о так называемых «золотых парашютах» – компенсациях топ-менеджерам генерирующих компаний в случае их увольнения новыми собственниками. Эта практика имеет распространение в США и некоторых других западных странах, но, во-первых, она используется в основном для случаев недружественного поглощения (что не имеет никакого отношения к процессам продажи генерирующих активов, ранее входивших в систему РАО), а во-вторых, размер выплачиваемого выходного пособия обычно не превышает половины годовой зарплаты топ-менеджера.
Но в России «золотые парашюты» раскрылись с истинно русским размахом. После перехода к июню 2008 года ОГК-2 под контроль «Газпрома» оттуда уволились 16 менеджеров во главе с бывшим генеральным директором Михаилом Кузичевым, которые выплатили себе выходное пособие в размере двух и трех годичных окладов. Общая сумма выплат составила 557 млн. руб., причем особую остроту ситуации добавляло то, что выплаты были произведены за счет заемных средств. Этот демарш был настолько вызывающим, что его осудил и сам Чубайс, однако за прошедшие полтора года «Газпрому» так и не удалось вернуть большую часть этих средств. Как, кстати, и «КЭС-Холдингу», который вынужден был выплатить 180 млн. руб. «золотых парашютов» бывшим менеджерам ТГК-6.
Если же говорить об электроэнергетическом рынке в целом, то спустя всего полтора года после ликвидации РАО конкурентный сектор делят компании, где контрольный пакет принадлежит государству: «Газпром», «Интер РАО», «РусГидро» и «Росэнергоатом», которые контролируют половину всех мощностей. При этом само государство активно занимается дальнейшим «рынкостроением», говоря языком Анатолия Чубайса, полагавшего, что этот рынок уже построен. Можно сказать, что государство вернулось в электроэнергетику, не успев уйти. Наверное, это правильно, учитывая специфику этой отрасли, но явно идет вразрез с замыслами главного идеолога энергореформы.
В итоге получается следующая картина: модель рынка, предложенная Анатолием Чубайсом, подверглась серьезной коррекции. Инвестпрограмма также будет сильно корректироваться по срокам, по объемам и за счет переноса объектов из одного региона в другие. Структура ДПМ, составленная в РАО, вообще оказалась нерабочая. Достаточно сказать, что ни у одной генерирующей компании этих договоров на руках нет. Они были подписаны 1,5 года назад, направлены в АТС, ЦФР и т.д., там и остались. Сейчас ведется работа над пересмотром ДПМ путем серьезных изменений заложенных в них обязательств, однако участники рынка настаивают, что подписание этих новых договоров должно совпасть с принятием окончательного решения по долгосрочному рынку мощности.