Некоторые исследователи утверждают, что изменение климата приведет к гибели всего живого на нашей планете.
Фото Хорста Ваккербарта
После двухнедельных споров и дискуссий в Копенгагене представителей 192 государств все-таки был найден некий консенсус, который и был отражен в соглашении. Итоговые договоренности копенгагенского саммита основаны главным образом на предложении, внесенном по результатам пятисторонних переговоров США, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки. Существенными чертами соглашения являются признание необходимости не допустить потепления климата Земли более чем на два градуса, мониторинг выбросов и обещание предоставить 30 млрд. долл. развивающимся странам на борьбу с последствиями изменений климата в течение следующих трех лет. На саммите было решено, что до конца января все государства – участники саммита подадут в Комиссию ООН по изменению климата документы о своем понимании путей сокращения выброса двуокиси углерода в атмосферу. Правда, договоренность по поводу ограничения роста температуры величиной в два градуса касается прежде всего пяти стран: Бразилии, Индии, ЮАР, США и Китая. Будут ли этой договоренности придерживаться и другие участники саммита, никто утверждать не может.
Кроме того, некоторые массмедиа сообщили, что к 2020 году объем помощи бедным странам будет составлять 100 млрд. долл. в год. Но, как заявил министр охраны окружающей среды Индии Джайрам Рамеш, договоренность по этому вопросу пока не достигнута и работа будет продолжена.
Неочевидные результаты
Достигнутое соглашение далеко от тех целей, о которых говорили эксперты по климатическим изменениям ООН, требовавшие ввести юридические нормы снижения выбросов СО2. «Копенгагенское соглашение признает необходимость держать потепление в пределах двух градусов, но ничего не делает ради достижения этой цели», – заявил агентству Associated Press директор неправительственной экологической организации Oxfam International.
Но и вряд ли этого стоило ожидать уже на первом послекиотском саммите, который состоялся в датской столице. Тем более что действие Киотского соглашения заканчивается только в 2012 году.
Важным в истории копенгагенского саммита наряду с присутствием такого представительного количества стран является то, что в нем участвовали и такие «главные загрязнители» окружающей среды, как США, Китай и Индия. Более того, успехом можно считать договоренность о мониторинге выбросов – на что долгое время не соглашался Китай, настаивая на собственной схеме подсчета объемов эмиссии углекислого газа. Привлечение к саммиту ведущих промышленно развитых и пороговых развивающихся государств важно, поскольку сомнения относительно виновника современного потепления климата остаются. Не все ученые разделяют популярную точку зрения о человеческом факторе, влияющем на климат. Так, вице-президент РАН Николай Лавёров связывает глобальное потепление исключительно с природными явлениями. Определенные подозрения относительно истинной подоплеки столь активной борьбы западных экологов за сокращение выбросов вызвали публикации переписки видных западных ученых-климатологов, вскрытой хакерами. Суть переписки в том, что эти ученые искажали данные исследований ради подтверждения теории потепления. Именно поэтому, считает Лавёров, «лицами, которые выступают с негативными прогнозами, движут коммерческие и политические интересы». Вопрос наличия под Киотским протоколом научной базы является спорным для российских ученых. В то же время в докладе британского центра исследования климата Hadley Centre говорится, что температура на Земле может вырасти на четыре градуса к середине века. Если объем выбросов в атмосферу углекислого газа не будет снижен, то к 2050 году уровень Мирового океана поднимется из-за тающих ледников и затопит часть суши.
Переговоры по посткиотскому соглашению велись практически без перерывов, однако стороны все-таки не смогли прийти к единому мнению. Фото Reuters |
Два подхода
В Копенгагене, как и ожидалось, наметились разногласия между промышленно развитыми странами, прежде всего европейскими, и странами третьего мира. Германское агентство DPA напоминает, что в первоначальном проекте соглашения, запланированном Данией, обязательства по ограничению объемов выброса в атмосферу парниковых газов налагаются не только на индустриальные государства, но и на развивающиеся страны. Это вызвало резкое недовольство стран третьего мира, некоторые из которых даже обвинили европейцев в рецидиве колониализма. Дело в том, что развивающимся странам просто не по карману использовать новейшие, щадящие климат технологии. А наложение на них юридически обязательных ограничений по выбросам неизбежно приведет к замедлению развития экономики этих стран.
В этой связи представитель Судана Лумумба Стаслаус Ди-Апинг даже заявил, что африканским странам предложено подписать «суицидальный пакт». Об остроте дискуссий свидетельствуют антиэкологические премии, присужденные общественными организациями в Дании. Первое место в конкурсе было присуждено Хорватии и Канаде. Эти страны удостоились номинации за нежелание высчитывать сокращение уровня выбросов по отношению к уровню 1990 года. Государства предлагали выбрать более позднюю дату, когда общее количество выбросов было выше, чем в 1990 году. Дополнительная номинация «Проблеск дня» (Ray of the Day) была отдана островному государству Тувалу общей площадью 26 кв. километров. Представители Тувалу предложили обсудить легитимность копенгагенской конференции. По мнению организаторов конкурса, это предложение заслужило награду по той причине, что Тувалу, как и многие другие маленькие острова, будет затоплено раньше остальных стран при подъеме уровня Мирового океана из-за потепления.
Надо напомнить, что, чтобы стать официальным соглашением в рамках ООН, документ должен получить одобрение всех 193 государств, принимающих участие в копенгагенском саммите. Переговоры по данному документу будут продолжены в Бонне через полгода, а итоговая встреча пройдет в столице Мексики в конце 2010 года.
Позиция России
России переговоры, а тем более договоренности о необходимости сокращения выбросов, объективно выгодны. С одной стороны, это может дать существенный инновационный толчок нашей экономике. С другой стороны, России выгодны и торговля эмиссионными квотами в том виде, как их понимают в ныне действующем Киотском протоколе. Напомним, что этот документ, вступивший в силу с 2005 года, обязывал промышленно развитые страны сокращать количество выделяемых парниковых газов. В Киотском протоколе заложен гибкий механизм регулировки этого процесса. Это означает, что страны, превышающие запланированное количество выбросов, могли покупать право превысить норму у тех государств, которые шли с отставанием от графика. Права на дополнительное загрязнение и получили название эмиссионных квот.
Относительно подсчета квот также существуют разногласия. Если использовать для подсчетов общее количество выбросов, а не выбросы в расчете на душу населения, то это дает преимущества небольшим развитым странам. В настоящее время в тройку лидеров по общему количеству выделяемых парниковых газов входят Китай, США и ЕС. Пересчет же на душу населения дает совершенно других лидеров – это Катар, ОАЭ и Кувейт.
Имеет значение и год отсчета. На сегодня квоты рассчитываются исходя из базового 1990 года. Другими словами, если государство сократило количество выбрасываемых парниковых газов по сравнению с базовым годом, то ему засчитываются лишние квоты. В результате у России скопилось рекордное количество квот – около 6 млрд. тонн выбросов CO2. Поэтому России нужно участвовать в подобных переговорах и оказывать влияние на выработку посткиотских соглашений.