Производство длинноциклового оборудования для АЭС.
Фото предоставлено пресс-службой ОАО "Атомэнергопром"
Сегодня в Москве завершается II форум поставщиков атомной отрасли «Атомэкс». Одной из целей проведения мероприятия стало знакомство производителей с новой электронной системой закупок госкорпорации «Росатом». Для чего она создана и как работает, нам рассказал директор Центра закупок корпорации Андрей Рахманинов.
– Андрей Игоревич, можете ли вы в двух словах описать суть новой системы?
– Могу даже в одном: прозрачность. Новая система прозрачна и этим кардинально отличается от старой. Все применяемые процедуры абсолютно четко описаны, они должны максимально исключить влияние субъективных факторов при выборе поставщиков. Мы исходим из того, что абсолютно все принимаемые решения в области закупок должны базироваться на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
– Какие цели перед вами поставлены?
– Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко поставил очень амбициозную задачу – сделать нашу отраслевую систему закупок лучшей и самой эффективной среди госкорпораций. Мы над этим работаем. Сергей Владиленович лично контролирует процесс формирования новой системы закупок, что свидетельствует о том, какое большое внимание он уделяет решению этой задачи.
– Почему потребовалась реформа системы закупок?
– Реформа системы закупочной деятельности осуществляется в русле реализации программы снижения издержек госкорпорации «Росатом» и повышения эффективности работы всех предприятий атомной отрасли. Не секрет, были жалобы, что закупки «Росатома» непрозрачны. И настал момент, когда было принято решение о создании полной технологии закупок. Мы одними из первых сделали серьезный шаг к достижению прозрачности – а ведь это отрасль, которая исторически считалась закрытой. Сегодня наш центр осуществляет закупки в полном соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
– Какие шаги вы предпринимаете в рамках реформирования закупочной деятельности «Росатома»?
– После тщательной проработки в июле был утвержден Единый отраслевой стандарт закупок «Росатома». В нем четко прописаны правила закупок, применяемые организмы, дан перечень органов, осуществляющих закупки. В ноябре на новый стандарт перешли все предприятия отрасли. Еще в августе мы запустили собственный сайт www.zakupki.rosatom.ru, который спроектирован как автоматизированная информационная система закупок товаров и услуг для нужд атомной отрасли.
Теперь идет следующий этап: внедрение этих единых правил, создание систем контроля, обучения и систем обжалования. В планах – создание координационного совета по контролю системы закупок, в который могли бы войти представители Счетной палаты, ФАС РФ, Минэкономразвития РФ, Росборонзаказа и других организаций. Таким образом, практически все необходимые органы и механизмы уже созданы, идет их отладка.
– Какие методики положены в основу используемой модели и Единого стандарта?
– Тот опыт, который наработан как во всем мире, так и в крупных российских компаниях. Любая система закупок базируется на четырех основах: продуманная процедура закупок, грамотные специалисты, система жесткого контроля, наказание и поощрение. При этом все эти компоненты должны использоваться системно, без доминирования какого-то одного.
– Каков ваш персональный опыт в сфере закупок?
– Не буду приводить весь послужной список, отвечу коротко: я работаю в этой области около 10 лет. Участвовал в написании Федерального закона 94-ФЗ. Преподаю.
– Какие механизмы проведения закупок теперь используются в атомной отрасли?
– Мы предусмотрели применение всех самых современных и доказавших свою эффективность механизмов. В зависимости от целей и предмета закупки, а также рыночной конъюнктуры могут проводиться открытые конкурсы и открытые аукционы на понижение цены. В качестве альтернативных способов используются также закрытые конкурсы и запросы цен (котировок). При организации поставок для АЭС, когда число поставщиков продукции ограничено (например, в случае с оборудованием длительного цикла изготовления) или же речь идет о сложном проекте, выполнить который может только высококвалифицированный поставщик, проводятся закрытые конкурсы, в которых участвуют только специально приглашенные компании.
– Расскажите поподробнее о такой форме, как запрос цен.
– Когда проводится запрос ценовых котировок, привлекаются любые потенциальные поставщики. В ряде случаев госкорпорация, подведомственные ей предприятия и организации прибегают к практике проведения двухэтапных конкурсов. В этом случае участники на первом этапе подают свои предложения без указания цены. Изучив их, организатор может внести изменения и дополнения в конкурсную документацию, и на втором этапе конкурсные заявки подаются уже с указанием цены.
– А установлен ли какой-то минимальный ценовой порог?
– На конкурсной основе осуществляются закупки на сумму свыше 300 тысяч рублей. Это позволяет добиваться существенной экономии средств, не снижая требований к качеству. Ну а чтобы закупить канцтовары, когда речь идет о незначительных суммах, сложные механизмы и регламенты не нужны – порой это лишь осложняет процесс.
– Есть ли уже какие-то итоги вашей работы?
– По предварительным итогам, за 9 месяцев 2009 года на госзакупках мы сэкономили около 400 миллионов государственных рублей благодаря централизации закупочной деятельности. Эта сумма постоянно растет и к концу года может быть в 1,5 раза больше.