Россия и Европа в силу географических, исторических и экономических причин вынуждены сосуществовать, в том числе и в едином энергетическом пространстве.
Казимир Малевич. "Марфа и Ванька". Государственный Русский музей
Летом этого года в Берлине состоялась Международная конференция по теме «Private Sector Initiative for Security of Gas Supply in Europe». Она была организована при участии федерального Министерства экономики Федеративной Республики Германия и собрала 150 экспертов из всех государств – поставщиков и потребителей газа в Европе и в Средиземноморье.
В центре внимания конференции стояли вопросы, связанные с перерывом поставок природного газа в январе 2009 года. Актуальность подобной конференции состояла еще и в том, что за несколько дней до ее проведения Комиссия Европейского сообщества разработала проект о «мероприятиях для обеспечения снабжения газом» и впервые его положения были изложены именно на этой конференции. Понятно, что предложение Комиссии ЕС базируется на январском опыте и адресуется в первую очередь тем государствам – членам ЕС, которые особенно остро столкнулись с перерывом газоснабжения. В ходе обсуждений неизменно присутствовал тезис о необходимости диверсификации поставок газа для государств – членов ЕС. Ясно, что основная дискуссия развернулась под углом зрения надежности энергоснабжения, а также его конкурентоспособности, то есть соревновательности различных поставщиков. И это, разумеется, антимонопольный подход.
Исходя из такого подхода даже при обсуждаемых сейчас проектах трубопроводов вопрос не может ставиться так – Nabucco или South Stream? Поскольку Nord Stream, South Stream и Nabucco вместе с другими внутриевропейскими системами трубопровода и дополнительными терминалами LNG имеют право на существование, должны разрабатываться в едином комплексе, потому что это означает экономические преимущества как для стран-поставщиков, так и для стран – транзитеров и потребителей. В этой связи имеют значение два следующих аспекта. Один из них – надежность поставок, другой – их прозрачность. Россия разработала стабильные и надежные партнерские отношения с покупателями российского газа в ЕС, которые уже действуют в течение десятилетий. И если сейчас эти отношения ставятся под сомнение, то это связано не столько с отсутствием конкурентов, сколько с непрозрачностью договорных отношений, например с государствами-транзитерами или подключением к ним перекупщиков.
Поэтому российские партнеры в условиях растущего давления со стороны конкурентов должны противопоставлять им преимущества продолжительного и долгосрочного газоснабжения на надежной и прозрачной основе.
На берлинской конференции подчеркивалось, что «партнерские отношения в сфере энергетики имеют значение для всех стран-производителей, так как надежность газоснабжения может гарантироваться только на широкой основе. Энергетические партнерства означают также взаимную интеграцию на уровне предприятия, вдоль всей цепи создания добавленной стоимости – от буровой скважины до потребителя. Для этого необходимо развивать экономические и политические отношения и приглашать производителей газа для осуществления инвестиций в Европе. Задача политиков состоит в том, чтобы стимулировать такие стремления, делать возможными и сопровождать соответствующими законодательными инициативами».
В целях создания подобного энергетического партнерства участники берлинской конференции предлагали кроме всего прочего следующие меры:
– сочетать долгосрочные договоры о поставках с различными поставщиками с организацией расчетных торговых центров, отвечающих потребностям спроса и дееспособной инфраструктуры, а также укрепление международной кооперации – это лучшая предпосылка для обеспечения снабжения;
– необходимо определить регионы вдоль пути поставок газа как в Европе, так и за ее пределами и на всем этом пути создавать системы региональной и международной кооперации. Связанные с этим дополнительные издержки должны быть признаны в качестве необходимого условия надежности энергоснабжения местных регулирующих органов власти. В рамках этой региональной кооперации затронутые предприятия должны будут договариваться о формах сотрудничества в кризисных сценариях. В целях расширения этих региональных коопераций можно подключать к ним европейские компании, работающие в сфере природного газа.
Такие региональные кооперации на частно-экономической основе лучше всего могут гибко реагировать на складывающуюся техническую и экономическую ситуацию и связанные с этим потребности участников газоснабжения. Поэтому они являются существенным элементом для стабилизации газоснабжения и должны охватывать поставщиков, транзитеров и потребителей. Чем эффективнее будут организованы такие международные кооперации на частно-экономической основе, тем меньше потребуется бюрократических урегулирований и вмешательств политиков. С учетом вышеупомянутых аспектов российско-европейское энергетическое партнерство может и далее развиваться.
Берлин