И ЕС и Россия хотят обеспечить возможности для инвестиций и доступ к месторождениям газа и транспортным сетям.
Фото Reuters
Наступает зима, и в Европе вспоминают ситуацию января этого года. Российско-украинский газовый спор в январе 2009-го не был простым повторением конфликта 2006 года. Он имел гораздо большие и далеко идущие последствия. Двустороннее перетягивание каната вокруг вины за случившееся, цен на газ и транзитных тарифов закончилось не имеющим примеров в мировом газовом бизнесе прерыванием поставок почти на две недели. Это не только противоречило любой деловой практике, но и нарушало двусторонние и международные соглашения. Это повредило репутации России и Украины как надежных поставщиков. Обе стороны свои внутренние противоречия и внутриполитические аспекты борьбы за власть поставили выше внешнеполитических и экономических интересов. И поэтому Европа, пережившая крупнейший кризис газоснабжения, получила наглядный урок относительно ненадежности своего энергоснабжения. Январский газовый конфликт 2009 года представляет таким образом диссонанс в трехсторонних отношениях России, Украины и ЕС.
Из этого следует, какие уроки и последствия немецкая и европейская политика может извлечь из случившегося. Чтобы найти на это ответ, необходимо подробнее рассмотреть три комплекса вопросов. Во-первых, в чем заключаются причины для подобного, повторяющегося газового конфликта между Россией и Украиной? Как, во-вторых, могли бы Германия и ЕС урегулировать кризис и в чем состоят недостатки в попытках этого урегулирования? И в-третьих, как можно оценить состояние политического и экономического сотрудничества в энергетике между ЕС, Россией и Украиной и какие перспективы оно имеет?
Очевидным является, что постоянная конфронтация между Россией и Украиной имеет в своей основе глубокие структурные противоречия, которые постоянно угрожают безопасности важнейшего для Европы транзитного газопровода. Даже тот факт, что обе стороны в январе 2009 года подписали новый газовый договор, никоим образом не устраняет причины конфликта. Состояние украинской транзитной сети и структура украинского энергопотребления, как и распространенные в стране коррупция и смешение частных и государственных, политических и экономических интересов представляют собой проблему. Украинской позиции поддерживать на постоянном уровне транзитные объемы газа через свою территорию противостоят интересы российского «Газпрома», заключающиеся в создании альтернативных транзитных путей. Отношения между Россией и ЕС, с другой стороны, характеризуются сложноорганизованной кооперацией и наличием скрытой конкуренции. Территория между границами ЕС и Россией с энергополитической точки зрения является исключительно важной, поскольку обе стороны преследуют на ней как политические цели, так и экономические интересы и хотят обеспечить возможности для инвестиций и доступ к месторождениям газа и транспортным сетям. Можно констатировать, что и Россия, и ЕС стратегически заинтересованы в украинском энергорынке и его развитии.
Постоянные конфликты ставят Германию и ЕС перед энергетическим и прежде всего внешнеполитическим вызовом. Необходимость скорейшего ответа на него связана с географическими и структурными условиями: ЕС является крупнейшим в мире импортером газа, а Россия – крупнейшим производителем и экспортером газа и страной с крупнейшими газовыми резервами. Украина считается в какой-то мере для Европы важнейшей транзитной территорией. В обозримом будущем в сложившейся ситуации ничего не изменится. Импорт природного газа с восточного направления постоянно остается тестом и зловещим предзнаменованием для единой европейской энергетической политики. Исходя из предложенного анализа можно сделать следующие выводы.
Энергосберегающие технологии позволят предоставить для экспорта дополнительное количество газа. Фото Reuters |
1. Реорганизация внутреннего европейского газового рынка, судя по всему, может содействовать повышению уровня безопасности его снабжения. Но расширение сети межевропейских газопроводов, связывающих различные страны ЕС, увеличение емкости газохранилищ и создание совместного механизма регулирования кризисных ситуаций связаны с политическими и экономическими издержками. Поэтому в ЕС необходимо принятие ряда основополагающих решений. Однако найденные решения приобретают особое значение для немецкого газового рынка и влекут за собой европеизацию немецкой энергетической политики.
2. Рассмотрение внешнеполитических взаимосвязей свидетельствует: фрагментация и различные структуры газовых рынков представляют собой источник конфликтов.
Именно создание единого энергетического пространства является необходимой политической целью также и для того, чтобы воспрепятствовать продолжающемуся процессу сегментирования на отдельных ступенях газового рынка. Растущее экономическое взаимопроникновение должно сопровождаться внешнеполитическими и структурными изменениями. При этом Украина является и остается центральным партнером для Европы. Поэтому желательно ее вступление в Энергетическое сообщество Европы, если, конечно, оно приведет к структурным и регулирующим реформам в энергетическом секторе страны. Именно в этом пункте ЕС предстоят трудные поиски баланса ее политики, поскольку Европа должна не только вступить на этот путь, но и в то же самое время решить возникающие при этом проблемы со всеми заинтересованными сторонами.
3. Как и прежде, одной из самых трудных задач является вовлечение России на основе кооперации в создание совместного энергетического пространства, установление взаимоприемлемых с Европой отношений в сфере энергетики и трехсторонних отношений с Украиной. Продолжающееся углубление экономических связей с Россией является необходимостью для Европы, но оно должно сопровождаться и политическим сотрудничеством на различных уровнях. Поэтому решающим пунктом для начала нового конструктивного диалога с Россией могли бы стать российские предложения по новому международному договору в сфере энергетической безопасности.
4. Основой для дальнейших усилий в налаживании важной для всех сторон кооперации может стать понимание необходимости использования энергии в длительном плане на малоуглеводородной основе. Для Украины это важно, поскольку ей требуется финансовое оздоровление ее энергообеспечения. Для России – чтобы можно было обеспечить стремление Москвы к реализации конкретных проектов в области энергоэффективности. Дело в том, что усилия по повышению уровня энергоэффективности не противоречат интересам Москвы в сфере газового экспорта. Напротив, это, во-первых, приведет к тому, что сэкономленная энергия позволит предоставить для экспорта дополнительные количества газа. И, во-вторых, это важно и для электростанций, работающих на газе, чтобы иметь возможность гибко использовать также возобновляемые источники энергии и компенсировать связанные с этим колебания в поступлении энергии. Охрана окружающей среды и энергетическая безопасность таким образом представляют собой две стороны одной медали.
Берлин