Процесс превращения радиоактивного элемента технеция в благородный металл рутений трансмутация сокращает с 210 тысяч лет до 15 секунд.
Источник: CEA, Nuclear Energy Division
Как и в любом производстве, проблема отходов существует и в ядерной энергетике, причем здесь она осложняется радиоактивной опасностью, которая сохраняется тысячи лет. В США ядерные отходы, как правило, помещают в специальные подземные хранилища. В Европе подобные хранилища создаются в Финляндии и Швеции, начнут их использовать в 2020 и 2014 годах соответственно.
Однако более перспективной является переработка отработанного топлива, которое на 96% подлежит повторному использованию (отходы на 95% состоят из урана и на 1% – из плутония). Остальные 4% – это изотопы с большим периодом полураспада, что можно считать ядерным мусором. Переработка топлива поможет сэкономить до 25% природных запасов урана. Однако из-за того, что после процесса переработки снова получается металлический уран, эта деятельность также требует тщательного международного контроля.
Внедрение переработки является шагом к технологии трансмутации – превращению одних химических элементов и изотопов в другие. Некоторые радиоактивные элементы распадаются сами, другие – под воздействием быстрых нейтронов. Трансмутация сокращает период полураспада изотопов плутония и актинидов, что снижает долгосрочный риск радиоактивного заражения. Однако для производства быстрых нейтронов также нужны специальные мощности.
В соответствии с законодательством Франции, где до 80% электроэнергии вырабатывают АЭС, переработка и трансмутация заложены в концепцию уничтожения ядерных отходов. Запуск в эксплуатацию тестового реактора по трансмутации планируется в 2020 году.
Создание международных мощностей по переработке и тем более трансмутации ядерных отходов – вопрос далекого будущего, считают участники конференции. Однако в любом случае лучше превращать отходы в сырье, чем хранить их в надежде, что «не рванет».
Брюссель