Глобальный подход к реформированию отрасли всегда чреват серьезными ошибками, если этим занимаются не специалисты. К сожалению, в сегодняшней России не оказалось своего Кржижановского и реформа получилась с прорехами.
Павел Филонов. «ГОЭЛРО». Государственный Русский музей
Инвестиционная программа электроэнергетики (ИПЭ), подготовленная Минэнерго России на 2010 год и одобренная правительством РФ в середине сентября, была составлена с учетом аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и нескольких сценариев развития народного хозяйства с учетом кризисных явлений. При этом в основу были положены возможные уровни электропотребления и уровень тарифов. Конечно, на программу оказал влияние и проект Энергетической стратегии на период до 2030 года, одобренный в конце августа. С уверенностью можно утверждать, что ИПЭ представляет собой в известной мере конкретизацию энергостратегии применительно к электроэнергетике.
Для основных игроков на электроэнергетическом рынке, разумеется, главным фактором является уровень тарифов на электроэнергию, поскольку они и представляют собой практически единственный источник инвестиций для обновления довольно обветшавшего оборудования подавляющего большинства действующих электростанций. Возьмем, к примеру, немецкий концерн E.ON. Два года назад в ходе реорганизации государственного электрического монополиста РАО «ЕЭС России» немцы заплатили 4,6 млрд. евро за контроль над рядом крупных тепловых электростанций, объединенных в ОГК-4. Немецкие инвесторы обязались инвестировать в модернизацию устаревшего оборудования электростанций и создать новые мощности. Это обойдется концерну до 2013 года примерно в 2,3 млрд. евро. Примерно в таком же положении находятся и другие иностранные инвесторы, в том числе итальянский Enel и финский Fortum. Российское правительство, в свою очередь, гарантировало поэтапную либерализацию рынка электроэнергии. Именно это и должно было обеспечить инвесторам (и не только иностранным) высокие цены на поставляемую ими электроэнергию, соответственно высокие доходы и возможность инвестировать в оборудование. Но финансовый кризис и саяно-шушенская катастрофа совершенно изменили ситуацию на рынке. Акции ОГК-4, к примеру, как и акции ОГК-5, принадлежащие итальянцам да и финнам, потеряли из-за кризиса до половины своей стоимости. Причем перспектива восстановления пока остается весьма неопределенной. Какие же факторы сыграют в ближайшее время свою роль на рынке и как это повлияет на инвесторов?
Относительно положения на рынке по просьбе «НГ-энергии» высказался заместитель председателя правления НП «Совет рынка» Владимир Шкатов. По его словам, в ситуации отсутствия в энергобалансе Сибири Саяно-Шушенской ГЭС необходимо будет увеличить выработку Братской ГЭС, Усть-Илимской и, возможно, Иркутской ГЭС. А также увеличить переток электроэнергии из европейской зоны России через Казахстан в сторону Омска и Барнаула. Ведь Саяно-Шушенская ГЭС играла важнейшую роль в системе энергообеспечения баланса региона Сибири, а также регулирования частоты и перетоков мощности из соседних энергосистем. Она вырабатывала 12% всей электроэнергии в Сибирском регионе. Вместе с тем возможности по передаче электроэнергии из этих регионов имеют свои ограничения, связанные со сложной сетевой конфигурацией. Таким образом, тепловым электростанциям центральной части Сибири необходимо увеличить выработку приблизительно на 10 млрд. кВт-ч в год, чтобы полностью обеспечить баланс. Правда, при этом рассматривается также возможность увеличения выработки Красноярской ГЭС на 6 млрд. кВт-ч в год. Главное состоит в том, что пока ситуация с Саяно-Шушенской ГЭС дефицита в Сибирской энергозоне не создала, поскольку в качестве замещающих были подняты все тепловые мощности этого региона. О возможности возникновения потенциального локального дефицита можно будет говорить через 1–1,5 месяца, когда схемно-режимная ситуация окончательно сформируется. Все-таки не зря рынок электроэнергии устроен так, что потребители оплачивают всю существующую мощность независимо от уровня потребления. С одной стороны, это сказывается на оптовых ценах, с другой – в случае с инцидентом на Саяно-Шушенской ГЭС это позволило быстро ввести замещающие мощности, лишь отчасти востребованные во время полноценной работы гидроэлектростанции. Предполагается, что в любом случае ситуация для населения будет оставаться стабильной. Как в части энергоснабжения, так и в части тарифов. Что касается оптового рынка, то ситуация стабильна, ценовых всплесков нет, но нужно понимать, что, если сравнивать со средней ценой «по году», цена не может не вырасти, но рост этот будет скорее незначительным. Генераторы оценивают его в 10–12%. Причина тому – замещение относительно дешевой гидрогенерации на более дорогую тепловую.
Поэтому в связи с изменением структуры генерации в Сибири решением наблюдательного совета НП «Совет рынка» от 18 августа 2009 года были приняты изменения в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка. Так, в случае если средняя цена на энергорынке Сибири несколько дней подряд превысит 628,24 руб. за 1 МВт, на рынке будет применяться механизм ценового сглаживания, по которому все заявки с ценой, превышающей пороговое значение, но прошедшие отбор по итогам торгов на рынке на сутки вперед (РСВ), не будут учитываться при формировании средневзвешенной цены рынка. Однако генераторы, подавшие такие заявки и прошедшие отбор, получат оплату выработанной электроэнергии по той цене, которая указана у них в заявке.
Данные изменения в Договор о присоединении были приняты на срок с 18 августа по 1 сентября 2009 года, а затем на заседании наблюдательного совета 28 августа 2009 года были продлены до 1 октября. Кроме того, Федеральная служба по тарифам РФ в середине сентября внесла в правительство проект постановления, позволяющего государству регулировать ценообразование в Сибири в случае кризисной ситуации. После согласования в профильных учреждениях было принято решение, что рост регулируемых тарифов на электроэнергию в 2010 году составит в среднем для населения 10% (как и планировалось ранее), для прочих потребителей – 7,6%. Тогда как в июльском варианте прогноза на 2010 год для промышленности был заложен пятипроцентный рост тарифов. В 2011–2012 годах прирост регулируемых тарифов на электричество для населения составит 10% ежегодно.
Таким образом, правительство не отказалось от регулирования тарифов, и ответить на вопрос, как складывающаяся ситуация (и как долго) будет влиять на дальнейшую либерализацию рынка электроэнергии, пока преждевременно. До этой аварии предполагалось, что предприятия, которые уже закупали до аварии половину необходимой им энергии не по регулируемым тарифам, а на свободном рынке, увеличат в 2010 году эту долю до 70%.