0
3349
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.10.2009 00:00:00

Чем рискуют в гидроэнергетике страховщики

Тэги: гэс, страхование


гэс, страхование Страховать Саяно-Шушенскую ГЭС на прежних условиях РОСНО не будет – изменились степень и природа риска.
Фото Reuters

Август 2009 года войдет в историю гидроэнергетики страшной, беспрецедентной аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей жизни десятков человек и остановившей работу объекта, который обеспечивал электроэнергией значительную часть районов Сибири. Сегодня ведется немало обсуждений о том, кто виноват в случившемся, где взять средства на восстановление и как предотвратить подобные ситуации в будущем. Авария всколыхнула и дискуссии о том, как теперь подходить к страхованию ГЭС, аналогичных Саяно-Шушенской. Обо всем этом мы решили поговорить с главой компании РОСНО Ханнесом Ш. Чопрой. Его компания осуществляет страхование самой ГЭС и сотрудников от несчастного случая до конца этого года.

– Как вы относитесь к произошедшей аварии? Какие обязательства сегодня несет компания РОСНО перед владельцами Саяно-Шушенской ГЭС и пострадавшими?

– Случившееся на Саяно-Шушенской ГЭС – это прежде всего страшная человеческая трагедия, от которой пострадали десятки людей. Мы соболезнуем семьям тех, чьи жизни унесла катастрофа, и делаем все возможное с нашей стороны, чтобы помочь их близким. У нас застраховано все имущество компании «РусГидро», в том числе и Саяно-Шушенская ГЭС, а также сотрудники компании – от несчастного случая. Уже сейчас мы полностью выполнили обязательства перед застрахованными, получившими травмы при аварии. Выплаты были произведены в течение двух дней, по упрощенному набору документов. Наши специалисты активно помогали пострадавшим в их сборе, в том числе сами приходили в больницу, чтобы подписать заявление на получение выплаты. Мы также сделали все возможное и готовы произвести выплаты наследникам погибших, как только произойдет вступление в права наследования (по законодательству РФ это происходит не ранее чем через шесть месяцев с момента гибели). Что касается выплаты по договору страхования имущества, мы будем готовы выполнить свои обязательства после того, как будут официально установлены причины аварии и получен от клиента график финансирования ремонтно-восстановительных работ, а также ряд других необходимых документов.

– С чем связано, что компания РОСНО отказалась страховать Саяно-Шушенскую на будущий год?

– Мы отказались страховать Саяно-Шушенскую ГЭС на прежних условиях как объект, на котором не было аварии. Трагедия произошла в период проведения конкурса, следовательно – изменились степень и природа риска (фактически полное прекращение производственного функционирования ГЭС может повлечь за собой процессы, которые на данный момент трудно прогнозировать, природно-климатические факторы могут оказывать влияние на саму плотину), а также ряд других условий, которые традиционно заявляются в техническом задании. Работы по восстановлению, которые сейчас осуществляются на ГЭС, также значительно влияют на степень страхуемого риска. В страховой практике любые строительно-монтажные работы на объекте оцениваются специалистами со значительно большим риском, чем при обычном имущественном страховании.

Заключать сегодня соглашение о будущем страховании Саяно-Шушенской ГЭС без учета того, что на объекте произошла колоссальная авария, – немыслимо. По нашей информации, большинство лидеров перестраховочного рынка (по крайней мере те компании, которые сотрудничают с нами по различным видам страхования) разделяют мнение о некорректности и невозможности перестрахования рисков разрушенной Саяно-Шушенской ГЭС без проведения дополнительных экспертиз и выработки новых стандартов. Более того, многие перестраховочные компании сегодня уже заговорили о необходимости пересмотра действующих договоров по ГЭС, и их можно понять.

Задача профессионального страховщика – предпринять все возможное, чтобы страховые события наступали как можно реже, а если они все-таки случаются – чтобы у нас были все основания и инструменты для поддержки страхователя в трудной ситуации. Именно поэтому мы обязаны в полном объеме использовать все знания, которые у нас есть, все ноу-хау и привносить весь получаемый в нашей работе опыт в оценку последующих рисков. Иное поведение означает неправильное понимание происходящего и нежелание извлекать уроки.

– Что именно должно измениться в страховании гидроэлектростанций?

– Опыт Саяно-Шушенской ГЭС показал, что при страховании любых гидроэлектростанций нужен дифференцированный принцип формирования страховых объектов и соответственно страховых сумм по ним. Изменение подхода к предстраховому сюрвею приведет к увеличению уровня оценок максимально возможных убытков, а следовательно – должен увеличиться лимит на один страховой случай. Кроме того, должны пересматриваться параметры страхового покрытия исключений из него. Нужны ограничения по возрасту оборудования, принимаемого на страхование, ужесточение требований к выполнению предписаний Ростехнадзора и других надзорных органов. Уже сейчас идет ужесточение андеррайтинговой и ценовой политики как страховщиков, так и перестраховщиков. Все эти изменения – типичная и абсолютно профессиональная реакция профессионального сообщества, которую мы наблюдали в прошлом: случавшиеся в мире катастрофы не раз меняли подход к рискам, оказывали влияние на цены. Другой подход был бы просто безответственным. Профессиональные международные перестраховщики уже сейчас указывают на необходимость срочных и кардинальных изменений в подходах к построению страховой и перестраховочной защиты гидротехнических сооружений. Я считаю важным с максимальной серьезностью отнестись к мнению и рекомендациям. Мы не сможем двигаться дальше, развивать рынок и совершенствовать страховую защиту, если будем делать вид, что ничего не произошло.

– Ускорит ли авария на Саяно-Шушенской ГЭС принятие проекта закона об ОПО (опасных производственных объектах), который уже не первый год обсуждается в России?

– Я очень на это надеюсь. Хотелось бы рассчитывать не только на то, что будет наконец-то принят закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов. Важно также, чтобы были выведены какие-то объективные критерии и минимальные требования по страховым суммам и другим условиям. Кроме того, представляется необходимым введение обязательного страхования жизни и здоровья работников этих опасных объектов. У них должна быть нормальная цивилизованная страховая защита на случай, если что-то произойдет, со страховой суммой по полису страхования жизни не менее двух миллионов рублей, аналогично тому, как это принято в авиационном страховании.

– Согласны ли вы с тем, что бизнес не в состоянии полностью справиться с ущербом от подобных аварий и что риски такого масштаба должно брать на себя государство?

– Я считаю, совершенно неправильно перекладывать все риски на плечи государства. У него есть другие задачи и другие многочисленные статьи расходов, требующие вложения бюджетных средств. Частный страховой рынок может и должен взять на себя данные риски, как это происходит на Западе, единственное – для этого должны быть созданы необходимые условия. Крупные международные компании, представляющие перестраховочный рынок, также выражают готовность участвовать в покрытии подобных рисков. При создании соответствующей нормативной базы страхование в состоянии быть полноценным инструментом защиты от рисков такого происхождения. Это обычная практика для страхового рынка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1138
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1403
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1277
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1253

Другие новости