График 1. На текущий момент снижения добычи не предвидится.
Источник: МЭА
Нефть второй год подряд торгуется на ожиданиях и отдельно от текущей фундаментальной статистики. ОПЕК и МЭА – основные энергетические агентства, которые могут дать прогноз будущего мирового спроса, ожидают восстановление к прошлогоднему уровню только через два-три года. И это оптимистичный сценарий. Но текущая высокая стоимость сырья способна подорвать и отложить нормализацию на рынке. По пессимистичному сценарию спрос восстановится только к 2014 году.
Учитывая прогноз добычи на 2009 год вне ОПЕК, для сокращения рекордных запасов нефти в мире добыча картеля должна составить в среднем 27,7 млн. баррелей в сутки. На текущий же момент ничто не предвещает снижения меньше уровня 28,5 млн. баррелей (такое значение, по данным МЭА, было зафиксировано в I и II кварталах). Поэтому в диаграмме (см. график) прогноз добычи на 2009 год дается скорректированным на наши предположения производства нефти в мире.
От стоимости энергоресурсов зависят экономики всех без исключения стран просто где-то в большей, а где-то в меньшей степени. В частности, экономика таких сырьевых государств, как Россия, должна при высоком уровне цен быть на подъеме. В то же время никто не будет спорить, что стоимость нефтяного сырья сейчас обусловлена инвестиционным, а не физическим спросом. В такой ситуации уверенности в адекватности текущих цен быть не может. Ведь стоимость нефти держится на интересе инвестиционных банков, хеджевых и пенсионных фондов.
Природный газ в США стоит практически в пять раз дешевле нефти американской марки WTI. Можно только представить, какой нисходящей будет динамика на нефтяном рынке, если все некоммерческие (без поставки сырья) сделки в один момент исчезнут или будут перенаправлены с длинной позиции в короткую. Известно, что среднесуточные объемы торгов фьючерсами на WTI почти в два раза превышают мировую добычу нефти на уровне 83 млн. баррелей, при этом до физической поставки доходит не более 5% контрактов!
Во II квартале 2009 года средняя экспортная стоимость российской нефти марки Urals в Средиземноморском регионе оказалась на уровне 58,5 долл. за баррель, в III квартале (до настоящего момента) – 67,6 долл. Но российское правительство пока не задумывается о пересмотре заложенной в расчет бюджета на 2009 год цены в 41 долл. При этом представители российской нефтяной отрасли предполагают, что значение в среднем за год объективно не сможет подняться выше 55 долл. за баррель нефти марки Urals. К слову, средняя цена за прошедшие месяцы текущего года находится как раз на этом уровне.
Чтобы показать фундаментальную составляющую рынка, достаточно нескольких графиков. В первую очередь это потребление бензина в летний сезон в США, на которое делали ставку инвесторы, ожидая увеличения спроса за счет снижения стоимости (см. график).
Другой вид нефтепродуктов, на который обращают внимание инвесторы в преддверии отопительного сезона, – дистилляты. В эту категорию входят дизель и печное топливо. Запасы последнего выглядят не столь драматично, как дизеля, но находятся на максимуме 2007 года. При этом цена газа на уровне 3 долл. за 1 тыс. куб. м подразумевает, что предпочтение будет отдаваться по возможности газовому потреблению. В Европе запасы дистиллятов также значительно выше максимумов последних лет, а по океану еще ходит целая флотилия танкеров, заполненных таким нефтепродуктом.
График 2. Ожидания инвесторов по поводу увеличения спроса на бензин в летний сезон в США не оправдались. Источник: МЭА |
Ранее предполагалось, что существенный спрэд между стоимостью природного газа в США и ценой нефти на мировых рынках вызван в основном геополитическими факторами, которые поднимают черное золото. Но исходя из текущего момента, когда цена газа составляет примерно 20% стоимости нефти в отсутствие явных конфликтов в нефтедобывающих регионах и при общих запасах нефти и нефтепродуктов в США выше прошлогодних на 13%, не совсем понятно, почему ожидания будущей нормализации отражаются только на нефтяном рынке. На рынке природного газа, как и на нефтяном, прогнозируется рост к концу года. При этом газ, по различным оценкам, может подорожать в два-три раза. Нефти же до 85 долл. (целевая цена, обозначенная Goldman Sachs) осталось прибавить около 15%.
Конечно, для добывающих стран и потребителей привлекательнее была бы стабильная стоимость нефти, дающая возможность увереннее смотреть в будущее. Такая цена снизила бы опасения по поводу энергетического кризиса, который может возникнуть из-за сокращения инвестиций в добычу или для изучения альтернативного вида топлива, способного заменить нефть. Существует также социальный фактор. Он особо чувствителен, когда на фоне увеличивающейся безработицы стоимость нефтепродуктов высока. Логика проста: население не хочет переплачивать за бензин только из-за политики инвестбанков, которая к тому же способствовала зарождению кризиса, а также их желания заработать ко всему прочему на нефтяном рынке. Поэтому в США при новом президенте все активнее слышна позиция Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) о введении ограничений для нефтяных спекулянтов. Уже прошли три слушания CFTC, из которых можно выделить два направления дальнейших действий. Первое – это определить на рынке участников, на которых должны накладываться ограничения. И второе – установить предельный уровень спекулятивной позиции.
Ответов на эти сложно решаемые вопросы ждут от комиссии в ближайшее время. При этом инвестбанки заявляют, что было бы правильно отнести к категории спекулянтов различные фонды, но не трогать позиции самих банков, так как в числе их клиентов значатся авиакомпании, старающиеся захеджировать на нефтяном рынке собственные риски. Исходя из последних заявлений комиссии, есть небольшие шансы на введение изменений в сентябре, которые смогут повлиять на ценообразование американской марки нефти WTI. Первый шаг уже сделан Федеральной комиссией по торговле США (FTC), которая ввела штрафы до 1 млн. долл. в день за манипуляцию ценами на оптовом рынке нефтепродуктов. Под контроль попадает возможная фальсификация статистики и отчетов. Правда, стоит отметить, что под юрисдикцию CFTC не попадает Лондонская товарная биржа (ICE) и соответственно торговля европейской маркой нефти Brent. Так что инвесторам не составит большого труда перенести свои позиции с NYMEX на ICE.
В ближайшем будущем нефтяной рынок ничто не удерживает от дальнейшего роста. Если цена на ожиданиях и оптимистичном настроении поднялась до 75 долл. за баррель, то почему бы сырью не подорожать до 80–85 долл.? Это отражает взгляд инвесторов на нефтяной рынок. Техническая картина с восходящим трендом, свободная ликвидность на рынке вместе с высоким аппетитом к риску только способствуют такому развитию событий. Поэтому вполне вероятно, что рост будет продолжаться к середине сентября. Но любое необоснованное раздутие цены на ожиданиях должно прекратиться. Пример 2008 года почему-то очень быстро забылся. Так что к концу года мы сможем увидеть не текущие высокие уровни цен, а 40–50 долл. за баррель. Ближе к весне следующего года, вероятно, будет очередная игра на повышение. Ведь нефтяной рынок стал излюбленным местом для инвестирования свободных средств, хеджирования инфляционного риска, а также инструментом защиты от обесценивания американской валюты.