Одна из моделей турбин, применяемых сейчас в атомной энергетике.
Фото предоставлено пресс-службой "Атомэнергопрома"
Вопрос, строить или не строить АЭС, уже давно потерял свою актуальность как в подавляющем большинстве промышленно развитых стран мира, так и в «пороговых государствах» или новых быстро растущих экономиках, подобных Китаю, Бразилии, Индии. Это связано, с одной стороны, с увеличивающейся потребностью в энергии и тепле в условиях сокращающихся углеводородных ресурсов. С другой стороны, введение в действие Киотского протокола добавило преимущества АЭС по сравнению с углеводородными электростанциями. Ведь АЭС не эмитируют СО2, т.е. их работа не сопровождается расходованием квот на выброс либо оплатой сверхнормативного выброса парниковых газов. Если бы объемы электроэнергии, производимой атомными станциями России, были замещены углеводородными станциями, то количество СО2, эмитируемого ежегодно Российской Федерацией, увеличилось бы на 210 млн. тонн. Напомним, что сейчас в России на атомные электростанции приходится 16% производимой электроэнергии. В перспективе доля производства электроэнергии на атомных станциях должна возрасти до 25%. Поэтому, несмотря на нынешний кризис, председатель наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» Сергей Собянин считает, что стратегическая линия на построение в перспективе 26 энергоблоков не изменилась.
Россия активно участвует в развитии мировой атомной энергетики и сооружает АЭС во многих странах мира в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими производителями оборудования для АЭС. Сейчас на долю России приходится пока 16% мирового рынка строительства атомных станций. Хотя в последнем случае, как отметил российский президент Дмитрий Медведев в своем недавнем выступлении в Российском федеральном ядерном центре ВНИИЭФ (г. Саров), «российские компании, обладая новейшими технологиями и возможностями для обеспечения всего производственного цикла – от добычи урана, текущего обслуживания до вывода из эксплуатации АЭС, – могут рассчитывать в текущей ситуации как минимум на четверть этого сегмента мирового рынка».
Ценовой фактор
Понятно, что ценовой фактор начинает играть важную роль как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Наверное, именно поэтому атомщики проводят работу по повышению эффективности планирования, прогнозирования, контроля, установления наиболее эффективных стандартов в закупочной деятельности, в управлении стоимостью объектов. А это означает необходимость рационализации всей системы, связанной с решением этих задач. Особое место занимают в ней вопросы развития конкуренции среди монопольных поставщиков оборудования для АЭС. Ведь такая конкуренция является единственным инструментом поддержания рыночного уровня цены. Опыт зарубежных стран также говорит в пользу необходимости двух и более внутренних поставщиков ключевого оборудования для АЭС. Например, в Японии существует три производителя с полной линейкой ключевого оборудования для АЭС. Аналогичным образом отсутствует монопольное положение производителей основного оборудования для АЭС в США. Специалисты ОАО «Атомэнергопром» проводят большую работу по созданию конкуренции на рынке поставщиков монопольного оборудования для АЭС. Например, создание в системе Госкорпорации «Росатом» инжиниринговой компании ЗАО «АЭМ-технологии» позволило создать конкурентную среду и снизить долю монопольно производимого оборудования с 85% до 35% в общем объеме заказа. Естественно, что это привело к существенному падению цен. Например, по итогам заключенных договоров фактически среднее снижение цен на реакторное оборудование относительно первоначальных предложений ОАО «Ижорские заводы» достигало 40–50%. В результате только за 2008 год это позволило Госкорпорации «Росатом» сэкономить более 2 млрд. руб.
Развитие конкуренции и как следствие снижение издержек может быть достигнуто различными путями. С точки зрения экспертов «Росатома», перспективным путем в этом отношении является создание централизованной системы управления конкурентными закупками для нужд сооружаемых и находящихся в эксплуатации АЭС. Ее введение позволит повысить прозрачность конкурсных торгов, позволит обеспечить максимальный доступ участников закупочной деятельности к информации о проведении процедур оценки и выбору поставщика, а также обеспечить качество и гарантировать выполнение требуемых сроков поставки оборудования. Кроме того, эффект от централизации закупок позволит добиться дополнительной экономии за счет масштаба закупок, ликвидировать дублирование при взаимодействии с поставщиками, а также оптимизировать контроль на всем протяжении закупочного процесса. Например, только в текущем году планируется направить на закупку оборудования для строительства российских АЭС около 78 млрд. руб., в том числе около 28 млрд. руб. на закупку оборудования длительного цикла изготовления. Закупки будут проводиться в интересах ОАО «Концерн «Энергоатом» и инжиниринговых компаний «Атомэнергопрома» – ОАО «Атомэнергопроект», ОАО «НИАЭП», ОАО «Санкт-Петербургский Атомэнергопроект», а также ЗАО «Атомстройэкспорт». Организовывать конкурсные процедуры будет специализированное дочернее общество ОАО «Атомэнергопром» – ОАО «Атом-сервис». Планируется, что «Атом-сервис» будет осуществлять экспертизу закупочной документации и предложений поставщиков, проводить закупочные процедуры в соответствии с заключенными договорами с заказчиками, консультировать заказчиков и поставщиков в рамках своей компетенции.
Единая система
Построение «Атомэнергопромом» централизованной системы управления закупками базируется на принципе «одного окна» при оценке (аттестации и аккредитации) поставщика. Это предполагает, что будет создана единая система аттестации поставщика и его продукции независимыми экспертными организациями и аккредитация его в ОАО «Концерн «Энергоатом». В рамках новой системы будут внедрены единые подходы к информационному обеспечению закупок, системе консультационных и экспертных услуг, сертификации и аккредитации. Кроме того, будет формироваться единая база данных. Централизованная система управления закупками должна быть окончательно сформирована до конца 2009 года.
Осуществлением намеченной программы будет заниматься ОАО «Атом-сервис» – организация в системе ОАО «Атомэнергопром», выполняющая специализированные функции по подготовке и проведению закупок. На «Атом-сервис» возлагается окончательная подготовка документации по размещению заказа, экспертиза конкурсной документации и предложений участников, проведение организационно-технических процедур выбора поставщика. В настоящее время ОАО «Атом-сервис» уже приступил к экспертно-консультативной поддержке конкурсов на поставку оборудования, реализуемых инжиниринговыми компаниями.
Перевод закупок на единые, понятные рельсы осуществляется в рамках политики Госкорпорации «Росатом». С ноября 2009 года она переходит на использование единого отраслевого стандарта закупок. В нем прописаны правила закупок и органы, осуществляющие закупки в атомной отрасли. Таким образом, «Росатом» одним из первых среди государственных корпораций страны сделал серьезный шаг к достижению прозрачности организации закупочной деятельности в отрасли, которая исторически считалась закрытой. Единый стандарт направлен на развитие добросовестной конкуренции, на установление режима транспарентности и прозрачности при размещении заказов, предотвращение коррупции. Госкорпорация «Росатом» ставит своей целью обеспечить закупки оборудования на лучших ценовых условиях, в требуемые сроки и с соблюдением требований по качеству.
В «Росатоме» отмечают, что новая система закупок позволит значительно сэкономить внебюджетные средства предприятий, которые могут быть направлены на реализацию программ и проектов, ранее приостановленных ввиду кризиса. По предварительным оценкам, за 7 месяцев 2009 года благодаря централизации закупочной деятельности на госзакупках в атомной отрасли уже сэкономлено около 300 млн. государственных рублей. Годовая экономия, по прогнозу Центра закупок госкорпорации, может составить до 20% бюджетных и внебюджетных средств.