Фиксированные цены энергопоставок позволяют розничному потребителю прогнозировать затраты на электроэнергию и планировать бюджет.
Фото автора
Президиум правительства РФ утвердил прогноз по росту тарифов на услуги естественных монополий на 2010 год. Об этом сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По оценке министерства, тарифы на электроэнергию вырастут на 5%. При этом глава МЭРа отметила, что значительная доля электроэнергии будет реализована на нерегулируемом рынке. Тарифы на электроэнергию с 1 января 2009 года для населения были увеличены на 25%, для промышленности – на 19%. Напомним, что в настоящее время тарифы на электроэнергию в РФ устанавливаются один раз в конце года на весь следующий год. В соответствии с постановлением правительства РФ № 205 от 07.04.07 с 1 июля 2009 года 50% электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии (мощности) продается по свободной цене, с 1 января 2010 года – 60%, с 1 июля 2010 года – 80% и т.д. Соответственно увеличивается доля электроэнергии, закупаемой организациями и предприятиями на розничном рынке по нерегулируемой цене. Вопрос тарифов стал на сегодня одним из ключевых для иностранных и российских инвесторов, пришедших в электроэнергетику после реформирования РАО «ЕЭС России». По словам заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Синюгина, «нынешний этап либерализации рынка электроэнергии является крайне значимым сигналом для всей нашей экономики, и прежде всего для инвесторов, которые вложили свои средства в электроэнергетику в процессе реорганизации РАО «ЕЭС России».
Надо сказать, что ведущие акционеры российских энергетических компаний откликнулись на решение правительства. Вульф Бернотат, председатель правления немецкого концерна E.ON AG, который после приобретения активов OГK-4 стал крупнейшим иностранным инвестором в энергетической отрасли России, отметил, что теперь в общей сложности 50% цен на электроэнергию для крупных и промышленных потребителей будут формироваться на базе рыночных механизмов.
По его словам, российское правительство выполнило свое обещание, продемонстрировав при этом высокую степень надежности. «Этот шаг стал важным позитивным сигналом для иностранных инвесторов и очередной вехой на пути полной либерализации российского рынка электроэнергии. Тот факт, что правительство РФ даже в условиях мирового экономического кризиса неуклонно придерживается выбранного курса развития рыночной экономики, укрепляет доверие инвесторов к России. Не в последнюю очередь это способствует и повышению надежности нашего инвестиционного планирования», – сказал Бернотат.
Вместе с тем другой собственник российских электростанций Доменик Фаш, генеральный директор итальянской компании Enel по России и СНГ, которой принадлежат активы ОГК-5, на прошедшем недавно в стенах московского МГИМО научно-практическом семинаре «Международное измерение энергетической политики» отметил, что тарифы на электроэнергию являются ключевым вопросом для инвесторов. Тарифы в России сейчас в 3–4 раза ниже, чем в Европе, а рынок намного больше. В российские электростанции не инвестировали 30 лет, и сейчас те турбины, которые снимаются с производства, приходится просто отправлять в музеи. Ведь их кпд меньше 30%. А инвестиции только Enel в российскую электроэнергетику составляют 20 млрд. руб. в год. Низкие тарифы, как он считает, расхолаживают потребителя. И принятая в этих условиях российская программа энергосбережения вряд ли будет реализована.
К недостаткам нынешнего тарифного планирования относится и так называемое бремя социальной поддержки. Поскольку приватизированные предприятия вынуждены содержать и различные социальные объекты, не имеющие к ним никакого отношения. Большим недостатком существующей в России системы являются, по словам Фаша, хронические неплатежи. Как он отметил, ни Дагестан, ни Чечня не платят за потребляемую электроэнергию. Он полагает, что в России необходимо принять решения, которые обеспечат будущее инвестора.
Другие владельцы электростанций ищут оригинальные решения для существующих проблем взаимоотношения с потребителями. Так КЭС-Холдинг разработал и предлагает компаниям – потребителям электроэнергии в Республике Удмуртия, Свердловской и Оренбургской областях уникальную для розничного рынка России услугу – среднесрочные договоры поставки электроэнергии по фиксированной цене. С 20 июля ОАО «Свердловэнергосбыт», ОАО «Оренбургэнергосбыт», ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» предоставят потребителям возможность заключать контракты энергопоставки «ЕЭС Гарант» сроком до 31 декабря 2009 года. Позже будет рассмотрена возможность заключения таких контрактов сроком на год и более.
Дело в том, что либерализация объективно требует создания новых механизмов хеджирования ценовых рисков. Эта задача особенно актуальна в условиях нестабильной экономической ситуации, когда высокая волатильность цен осложняет прогнозирование затрат на энергоресурсы. У субъектов оптового рынка электроэнергии и мощности уже давно есть возможность заключать долгосрочные контракты по фиксированным ценам. Такая потребность существовала и на розничном рынке электроэнергии. Он требовал продукта нового типа, который обеспечивает потребителям стабильную (фиксированную) цену на среднесрочную или долгосрочную перспективу и одновременно защищает потребителей от резких колебаний цен на электроэнергию.
Контракт энергопоставки за счет фиксированной цены дает розничному потребителю возможность прогнозировать затраты на электроэнергию и планировать бюджет, а также создает основу для устойчивого развития компании в непростой экономической ситуации.
По-другому вопрос облегчения ситуации с платежами за электроэнергию для промышленных фирм решают в Германии. Вопрос дорогой электроэнергии сегодня в условиях кризиса остро стоит и для немецких предприятий. Речь идет о так называемых электроемких заводах, на которых электроэнергия используется для производства алюминия, меди и цинка. Правда, Германия в этом плане не самая дорогая страна в Европе. На Кипре, например, промышленные предприятия платят 12,23 евроцента за потребленный кВт-ч, в Голландии – 9, в Германии 8,59. Самый дешевый кВт-ч в Болгарии – 3,53 и в Норвегии – 3,57. Конечно, немцы, как дисциплинированные потребители, неплатежей, как это принято в России, не допускают. Они останавливают производство. В самой сложной ситуации сейчас находится крупнейший в Германии алюминиевый завод «Нойссер Рейнверк», принадлежащий норвежской фирме Norsk Hydro. С учетом немецких тарифов производственные расходы для «Нойссер Рейнверк» на треть выше, чем у аналогичных предприятий на территории Норвегии. Для спасения, как пишет немецкая экономическая и финансовая газета Handelsblatt, «важных предприятий немецкой базовой промышленности», которые исходя из структурных или конъюнктурных соображений могут перенести свое производство за пределы ЕС, и сохранения тысяч рабочих мест тремя немецкими министерствами был согласован план их спасения. Решающую роль в этом плане играют так называемые эмиссионные сертификаты. Как известно, в странах ЕС в 2008 году уже началась вторая фаза торговли эмиссионными правами. Она продлится до 2012 года. Идея состоит в создании европейской системы торговли эмиссионными правами, которая развивается по принципу cap & trade (ограничивать и торговать). Суть этой торговли сводится к тому, что страны ЕС определили, сколько эмиссионных сертификатов должны получить промышленные предприятия, в том числе электростанции. Пока сами национальные государства решают, сколько таких сертификатов получит то или другое предприятие. В Германии владельцы электростанций, работающих на углеводородном сырье, получают право на выбросы определенных количеств вредных веществ и располагают поэтому эмиссионными сертификатами, и таким образом они вовлечены в торговлю правами на эмиссию. Их тарифы учитывают рыночную стоимость таких сертификатов. Другими словами, потребитель «грязной» электроэнергии платит за нее дополнительно. Теперь энергоемкие предприятия, потребляющие электроэнергию тепловых электростанций, будут получать из кассы федерального министерства экономики субсидии, которые компенсируют ему дополнительные расходы. На эти субсидии будут тратиться средства фонда от торговли такими сертификатами. Этот фонд управляется, по сути дела, тремя министерствами: охраны окружающей среды, экономики и финансов. Их договоренность позволит потратить на эти цели 40 млн. евро для второй половины 2009 года.
Правда, с 2010 года подобная проблема должна будет решаться через новый закон об экономике энергетики, новое регулирование платежей за пользование электросетями.
Поправка
В номере 7 «НГ-энергия» от 14.07.09 была дана цитата из статьи «Расчет только на перспективу», которая должна выглядеть так: «...появление E.ON в российской электроэнергетике не случайность, а результат осуществления стратегии развития на долгую перспективу».