Европа намерена «закачать» в Балтийский регион не менее 50 миллиардов евро.
Фото с сайта города Рига
В июне Европейская комиссия представила свою стратегию ускоренного развития Балтийского региона. Спустя пять лет после расширения Европейского союза регион все еще сталкивается с серьезными трудностями, включая ухудшение состояния Балтийского моря, плохое транспортное сообщение, торговые барьеры и вопросы энергоснабжения. Эти проблемы усугубляются отсутствием эффективной координации. Стратегия, представленная Данутой Хюбнер, членом Европейской комиссии по региональной политике, направлена прежде всего на максимальное использование потенциала развития государств – членов ЕС и регионов в районе Балтийского моря, население которого составляет почти 100 млн. человек.
Известно, что Балтийский регион сталкивается с несколькими серьезными трудностями. Состояние моря ухудшается из-за чрезмерных сбросов в него нитратов и фосфатов, а его биологическое разнообразие находится под угрозой. Необходимо улучшить взаимосвязь экономических систем. Статистика демонстрирует излишнюю зависимость от торговли с ближайшими соседями. Балтийский регион страдает от больших расстояний как внутри него самого, так и в отношении остальной Европы: поездка на поезде из Варшавы в Таллин занимает 36 часов. Еще одной проблемой является, по мнению Хюбнер, изолированность Литвы, Латвии и Эстонии с точки зрения энергоснабжения. Наконец, увеличивающееся количество нефтеналивных танкеров, использующих для своих маршрутов Балтийское море, представляет собой постоянную угрозу аварий.
Балтийское море окружено восемью государствами – членами ЕС и Россией. В прошлом было составлено много отчетов и планов мероприятий, но их результаты были ограниченными. Имеется большая потребность в улучшении координации между многочисленными заинтересованными органами. Многие из стоящих в настоящее время перед регионом задач лежат в сфере политики ЕС. Программы структурных фондов ЕС, действующие в регионе, создают необходимую основу для укрепления сотрудничества. Европейская комиссия обращается со своими предложениями к государствам – членам ЕС, а также признает, что многие задачи могут быть решены только при наличии хорошего сотрудничества с Россией. Европейская комиссия рекомендует усилить сотрудничество при помощи имеющихся инициатив, главным образом при помощи инициативы «Северное измерение», являющейся совместной политикой ЕС, России, Норвегии и Исландии.
«Первая в своем роде» стратегия
Стратегия выходит в виде Сообщения и плана действий, включающего в себя 80 основных проектов, некоторые из которых уже находятся на стадии реализации.
ЕС впервые разработал такую всеобъемлющую стратегию на уровне «макрорегиона». Она могла бы вдохновить применение аналогичных подходов в таких районах, как Средиземноморье и бассейн реки Дунай. В частности, она является первым шагом по направлению к региональной реализации комплексной морской политики ЕС.
В период с 2007 по 2013 год Балтийский регион получит более 50 млрд. евро инвестиций в рамках Политики Единства и других фондов ЕС. Сюда входят 27 млрд. евро на улучшение доступа в регион, почти 10 млрд. евро на охрану окружающей среды, 6,7 млрд. евро на развитие конкурентоспособности и 697 млн. евро на обеспечение безопасности и предотвращение рисков.
В энергетическом плане будет реализован «План объединения балтийского энергетического рынка» для обеспечения лучшего подключения Латвии, Литвы и Эстонии к Европейским энергетическим сетям.
С точки зрения Калининграда, как считает Соломон Гинзбург, депутат Калининградской областной Думы, и у РФ, и у ЕС пока отсутствует стратегическое видение отношений друг с другом. В этой связи необходим ряд шагов и с российской стороны.
Первоочередные действия
Региональная власть должна не реагировать, а активно влиять на складывающуюся ситуацию. В этой связи депутат предлагает ряд мер по усилению интеграции российских и европейских интересов в этом регионе. Во-первых, необходимо учредить круглый стол европейских и калининградских бизнесменов. Он мог бы стать авторитетным, постоянно действующим форумом, вырабатывающим рекомендации ЕС, а также региональной и федеральной исполнительной власти. Это позволило бы активизировать обмен экономической информацией, стратегиями развития, анализировать экономические аспекты, представляющие взаимный интерес, расширить сотрудничество между экономистами, проводить совместные исследования. Здесь важную роль могли бы сыграть Торгово-промышленная палата Гамбурга в Калининграде, региональное отделение Торгово-промышленной палаты РФ, Балтийский деловой клуб, а также Союз промышленников и предпринимателей области, ассоциирующийся последние годы карманным придатком областного правительства. В условиях кризиса детализированные отношения регионального бизнеса с ЕС будут возрастать: пустые декларации не дают прибавочной стоимости.
Во-вторых, предложить Калининград в качестве места постоянных встреч неправительственных организаций ЕС и РФ. Таким образом, был бы учрежден общественный форум «ЕС–Россия», который способствовал бы развитию гражданского общества и сближению народов. Важную роль в данном процессе могла бы сыграть областная Общественная палата.
В-третьих, предложить Калининград в качестве площадки для работы Комитета парламентского сотрудничества, в котором депутаты Европарламента, Литовского и Польского сеймов, Федерального собрания РФ и Калининградской областной Думы вели бы политический диалог. Это позволило бы последовательно и компетентно отстаивать российские интересы, взаимодействуя с различными европейскими организациями, в том числе такими неудобными, например, как Европейский совет по международным отношениям.