0
2445
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.06.2009 00:00:00

Забытые намерения

Владимир Дементьев

Об авторе: Владимир Васильевич Дементьев - главный редактор международного научно-технического журнала "АвтоГазоЗаправочный комплекс + Альтернативное топливо".

Тэги: кпг, гмт, топливо


кпг, гмт, топливо Реалии, связанные со строительством новых автозаправок на газе, далеки от планов.
Фото Reuters

В Торгово-промышленной палате России не так давно прошел круглый стол, посвященный проблеме законодательного обеспечения сферы использования альтернативных видов моторного топлива. Актуальность подобного обсуждения обусловлена тем, что в этом году исполняется 10 лет как в коридорах законодательной власти «рассматривается» проект закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива». Кстати, пять лет «рассматривается» и аналогичный проект закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива». Двойной юбилей дополняется многочисленными международными документами, которые были подписаны Россией. В их числе Киотский протокол и Рамочная конвенция ООН об изменении климата, итоговые документы, принятые на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 году, включая план действий «Энергетическая безопасность», предусматривающий увеличение использования компримированного и сжиженного природного, сжиженного нефтяного газа и синтетических видов жидкого топлива на транспорте и продолжение работ по проекту «Голубой коридор «ЕЭК ООН» (транспортные средства на природном газе). Да и сами российские власти не поскупились на множество постановлений по этому поводу. Наиболее значительными из них являются поручение президента Владимира Путина «О стимулировании перевода сельхозтехники на газомоторное топливо» в 2004 году и поручение первого заместителя председателя правительства Дмитрия Медведева «О необходимости развития рынка газомоторного топлива» от 2006 года. Однако в принятой правительством Российской Федерации «Программе антикризисных мер на 2009 год» нет даже упоминания о переводе транспорта на газомоторное топливо или о газомоторной отрасли промышленности. И дело здесь не в кризисе, а в типичной бесхозяйственности.

В то время, когда все другие отрасли Российского государства «протягивают руку» к правительству за материальной помощью, газомоторная отрасль может помочь госбюджету экономить минимум 150 млрд. руб. ежегодно!

Сегодня на компримированном природном газе (КПГ) в России работают всего 95 000 автомобилей, заправляющихся на 221 автоматической газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС). Эти газомоторные заправки существуют с 1991 года. За прошедшие годы шесть АГНКС в Санкт-Петербурге были ликвидированы, а 19 АГНКС в Московской области находятся в стадии банкротства.

Преимущества газомоторного топлива

В среднем по России цена 1 куб. м КПГ (эквивалент 1 л бензина) стоит 7 руб. Стоимость бензина АИ-92 (средняя цена) 21 руб. Разница в цене составляет 14 руб., средний расход топлива на автотранспортную единицу (легковой, автобус, грузовые автомобили) составляет (без учета сжигания топлива в «пробках») 15 л на 100 км пробега. Средний пробег автомобиля в день – 200 км, количество рабочих дней – 300 в году. Итого расход топлива на единицу транспорта 9000 л в год. Разница в цене платы за топливо составит 126 000 руб. на один автомобиль. Если перевести на КПГ только 1 млн. транспортных единиц государственного парка (а их в государстве много больше), то в бюджете по графе ГСМ останется неизрасходованных 126 млрд. руб.

По проведенным исследованиям в различных НИИ и лабораториях установлено, что у двигателей, работающих на газомоторном топливе (ГМТ), повышается ресурс работы на 30–35%. Следовательно, по статье «капитальный ремонт двигателей» бюджет сокращается на 30–35%. При работе двигателей внутреннего сгорания на ГМТ ресурс работы смазочного масла повышается на 40–50%. По графе ГСМ в разделе «смазочное масло» сумма сокращается на 40–50%. Итак, при переводе 1 млн. транспортных единиц государственного транспорта на ГМТ ориентировочная сумма экономии бюджетных средств достигает более 150 млрд. руб. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования на одно автотранспортное средство в среднем, с установкой, составляет 25 тыс. руб. На 1 млн. единиц понадобится 25 млрд. руб.

Для обеспечения газом 1 млн. единиц автотранспортных средств понадобится построить 1439 АГНКС различной производительности (среднемировой уровень – 695 автомобилей на одну АГНКС) стоимостью 20,146 млрд. руб. Средняя стоимость одной АГНКС равна 14 млн. руб.

Средние затраты на переоборудование автопарков для эксплуатации газомоторного транспорта составляют 2 млн. руб. на один парк из 100 единиц. Условно считаем, что переоборудованию подлежат 10 000 автопарков, и, следовательно, на это необходимо затратить 20 млрд. руб. Общие расходы на перевод 1 млн. автотранспортных средств на ГМТ составят 65,146 млрд. руб.

При выполнении программы перевода АЗС на газомоторное топливо появятся новые рабочие места: для работы на АГНКС – до 30 000 мест; для сервисной службы – до 30 000 мест; увеличение персонала автобаз – до 20 000 мест; управляющие службы – до 15 000 мест; увеличение надзорных органов – до 5000 мест. В итоге появятся 100 000 рабочих мест.

Сегодня сельское хозяйство России потребляет от 12 до 15% всего жидкомоторного топлива страны, а это оценивается примерно в 120–150 млрд. руб. в год. Если его заменить на газовое топливо, себестоимость сельскохозяйственной продукции уменьшилась бы на 50 млрд. руб.

Как же развивается это направление в странах, желающих сократить расход бюджета на топливо и получить при этом огромный экологический эффект?

Программы и их реализация

Известно, что «Газпромом» принята «Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе». По этой программе в среднем должно строиться всего лишь по 13 АГНКС в год. Независимо от «Газпрома» перевод транспорта в России на газомоторное топливо СУГ – сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан) – развивается более успешно.

На территории Российской Федерации работают свыше 4100 автогазозаправочных станций и пунктов по заправке СУГ.

По дорогам России бегают 450 000 автомобилей, заправляющихся на этих станциях, и на каждом литре этого топлива экономится в среднем 8 руб. Стоимость автомобильной газозаправочной станции (АГЗС) в три-четыре раза меньше АГНКС. А стоимость газобаллонного оборудования (ГБО) для перевода автомобиля на пропан-бутановую смесь (СУГ) в четыре раза меньше, чем для перевода на КПГ. Разница в стоимости бензина и СУГ (с учетом расхода СУГ в 1,2 раза больше, чем бензина на километр пробега) составляет 30–40%. И на этом топливе государственный транспорт может экономить 30–40% бюджетных средств.

Ситуация в мире

В мире, почти во всех странах, развивается газомоторная отрасль, но (за исключением Аргентины) она не имела государственного статуса. Она больше воспринималась как экологически необходимая. Но сегодня стало понятно, что за счет большой разницы в цене моторного топлива (в среднем 50%), увеличения ресурса работы двигателя, моторного масла эта отрасль очень важна и экономически. Кризис «подстегнул» разработки применения альтернативных видов топлива. Но на сегодня самое дешевое, хорошо развитое газовое топливо – природный газ метан в компримированном (КПГ) и сжиженном (СПГ) виде.

О важности перевода автотранспорта на ГМТ свидетельствует недавно принятый Конгрессом США антикризисный Закон «О восстановлении экономики Америки и о реинвестициях» (The American Recovery and Reinvestment Act), предусматривающий ассигнования в размере 790 млрд. долл. для оживления американской экономики. 15 млрд. долл. из этой суммы будут израсходованы для стимулирования газомоторной отрасли США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1265
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
806
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
565
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
801

Другие новости