Модель мини-АЗС на газомоторном топливе.
Источник: журнал "Авто Газозаправочный Комплекс + Альтернтивное топливо"
В нашей стране развитие газомоторного транспорта получило наибольший импульс в 80-х годах прошлого века. В этот период экономическая ситуация в СССР потребовала от руководства страны принятия комплекса решительных мер по исправлению критического положения на топливном рынке.
Одной из таких мер стало принятие национальной программы по газификации транспорта. В результате ее осуществления к 1991 году в СССР было построено 357 автомобильных газовых заправок (АГНКС), на метане работало 350 тыс. автомобилей. Реализация природного газа для транспорта в 1990 году в Советском Союзе составила 1,1 млрд. куб. м. Разумеется, основная часть забот по разработке и осуществлению программы легла на плечи «Газпрома», а ее успеху на начальном этапе в значительной мере способствовало принятие в 1993 году правительственного постановления, согласно которому цена на природный газ для транспорта была установлена в размере не более 50% стоимости бензина А-76. Это постановление остается в силе и по сей день.
Однако этой программе не суждено было завершиться по плану. Известные политические и экономические катаклизмы, пережитые нашей страной в конце прошлого века, привели к десятикратному сокращению газомоторного рынка. Объем реализации компримированного природного газа (КПГ) для транспорта снизился в Российской Федерации с 511,6 млн. куб. м в 1990 году до 58 млн. куб. м в 1998 году.
В настоящее время ОАО «Газпром» по-прежнему занимает на национальном газомоторном рынке доминирующее положение. Из 29 предприятий, осуществляющих производство и реализацию КПГ, 21 входит в группу «Газпром». На их долю приходится 88% заправочных мощностей (198 АГНКС, расположенных во многих регионах нашей страны) и 92% реализации газа, которая в 2008 году составила 321 млн. куб. м.
В течение последних трех лет введены в эксплуатацию 11 стационарных АГНКС и мобильных заправочных комплексов суммарной производительностью 12 млн. куб. м/год.
Добиваясь более масштабной реализации экономических и экологических преимуществ газового моторного топлива, корпорация ведет активную работу с регионами Российской Федерации и различными отраслями экономики.
В «Газпроме» утверждена «Целевая комплексная программа развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007–2015 годы», которая предусматривает строительство 200 дополнительных газовых заправочных станций. В рамках осуществления этой программы компания уже наладила активное взаимодействие с Ростовской, Нижегородской, Новгородской, Калужской, Калининградской областями, Республикой Дагестан, городами Москва и Надым.
В результате проводимой работы с автопроизводителями ОАО «КамАЗ» и УК «Группа ГАЗ» начали серийное производство грузовых автомобилей и автобусов в газобаллонном исполнении.
Универсальность газового топлива
При этом в «Газпроме» прекрасно понимают, что развитие рынка газомоторного топлива в нашей стране не ограничивается расширением сети автомобильных газонаполнительных станций. Ведь природный газ может приводить в действие не только автомобильные двигатели. Выгоды от его использования уже в полной мере осознали и в «Российских железных дорогах». Сегодня совместно с ОАО «РЖД» «Газпром» успешно реализует программу по газификации магистральных и маневровых локомотивов. В январе 2009 года на экспериментальном кольце ВНИИ железнодорожного транспорта (Щербинка) газотурбовоз провез грузовой поезд массой 15 020 тонн. Это мировой рекорд тяги для автономных локомотивов с одной силовой установкой. Результаты испытаний газотурбовоза подтвердили высокую экономическую эффективность инновационного проекта: расходы на топливо (сжиженный природный газ) оказались на 30% ниже, чем при использовании дизельного топлива. Зарегистрированные при испытаниях показатели вредных выбросов уже сейчас в пять раз ниже требований Евросоюза, вводимых с 2012 года, а внешний шум не превышает уровня шума магистрального тепловоза с силовой установкой, мощность которой в три раза меньше.
Использование природного газа в качестве моторного топлива может послужить существенным антикризисным фактором и способствовать решению ряда важных социально-экономических проблем. В частности, повышению эффективности реализации национальных проектов в области здравоохранения (через сокращение токсичных выбросов) и развития агропромышленного комплекса (через сокращение затрат на топливо и экологизацию производства). Совместно с Министерством сельского хозяйства РФ уже разработана и утверждена Комплексная программа по стимулированию широкомасштабного внедрения современных технологий перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо. «Газпром» вместе с Российским газовым обществом обратился в правительство России с предложением разработать и принять целевые комплексные программы «Альтернативное топливо для транспорта и сельскохозяйственной техники на 2010–2020 годы» и «Белой Олимпиаде – голубое топливо» (перевод муниципального транспорта города Сочи на газ к 2014 году).
Корпорация активно работает с законодателями, инициируя принятие законов, укрепляющих правовую базу использования природного газа в качестве моторного топлива, способствующих развитию газомоторного рынка. Уже в течение длительного времени общество добивается принятия Федерального закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», проект которого, претерпев более 10 редакций, так пока и не вышел за пределы коридоров исполнительной и законодательной власти.
В условиях развивающихся процессов глобализации и интеграции мировых экономик «Газпром» осуществляет в сотрудничестве с крупными международными организациями и зарубежными партнерами важные международные проекты. Так, он активно участвует в разработке проекта «Голубой коридор», предложенного Экологическим фондом имени В.И.Вернадского. Этот проект предусматривает создание в Европе транспортных коридоров, адаптированных для грузовых и пассажирских перевозок газомоторным транспортом. Проект получил поддержку в Европейской экономической комиссии ООН, Европейском деловом конгрессе, Международном газовом союзе и, наконец, на саммите лидеров группы «большая восьмерка» в Санкт-Петербурге в 2006 году.
В прошлом году председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер выступил с предложением к европейским партнерам совместно проработать проект создания масштабной сети автомобильных газонаполнительных станций в Европе с участием «Газпрома». В настоящее время ведутся переговоры о создании международного консорциума в качестве инструмента осуществления этой инициативы.
В рамках международного сотрудничества «Газпром» занимается не только проблематикой реализации газа для транспорта, но и решает многочисленные технические вопросы, такие как согласование состава газа, требований технологической безопасности, стандартизация заправочных узлов и т.п.
Учитывая, что газификация транспорта остается в России сравнительно новой сферой и поэтому зачастую наталкивается на сопротивление, «Газпром» проводит большую разъяснительную, просветительскую и пропагандистскую работу.
С помощью компании Национальная газомоторная ассоциация издает журнал «Транспорт на альтернативном топливе», регулярно публикуются тематические сборники статей, информационные материалы, в том числе Каталог газоиспользующего и газозаправочного оборудования и Атлас газовых заправок.
В прошлом году был проведен пробег автомобилей, работающих на природном газе, по маршруту Санкт-Петербург–Москва. В апреле этого года аналогичный пробег прошел в южном направлении. Колонна из 22 автомобилей на КПГ преодолела дистанцию в 1800 км между городами Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск и финишировала в Сочи. В пробеге приняли участие 100 человек, в том числе 22 журналиста, но главными «действующими лицами», разумеется, стали легковые и грузовые автомобили ведущих отечественных и мировых производителей: КамАЗ, ООО «Фольксваген групп рус», «Мерседес», «Опель», УК «Группа ГАЗ», ЛиАЗ, АвтоВАЗ, ИВЕКО и других. На маршруте пробега его участники проводили митинги и семинары с целью демонстрации преимуществ транспорта на метане.