Энергетическая стратегия России и США на Ближнем Востоке и в Центральной Азии: Монография – М.: Международные отношения, 2008. – 168 тр. ISBN 978-5-7133-1351-7
Энергетический фактор начинает все более открыто доминировать во внешней политике как России, так и ведущих стран Запада, особенно Соединенных Штатов. В условиях глобализации энергетических рынков Россия стремится усилить свои позиции в качестве одной из основных стран – экспортеров углеводородов; США – защитить свои позиции как одного из крупнейших импортеров энергоносителей. Означает ли это, что кажущийся полярным разрыв интересов наших двух стран в энергетической сфере обрекает нас на расхождения в оценке острых проблем современных международных отношений? Например, по проблемам урегулирования в Ираке, вокруг ядерной программы Ирана, роста исламского экстремизма в мире? Насколько вообще устойчиво влияние энергетического фактора, принимая во внимание и усилия стран Запада по разработке альтернативных источников энергии, да и в целом исчерпаемость запасов углеводородов в мире?
Данная монография посвящена анализу энергетических аспектов внешнеполитических усилий США и России в странах так называемого Большого Ближнего Востока, который, как предлагают американские инициаторы этого термина, включает в себя и такие энергоемкие регионы, как Каспий и Центральная Азия. Сегодня практически не требует доказательств точка зрения о том, что энергетическая безопасность не существует сама по себе, а напрямую связана с более широкими отношениями между государствами и способами их взаимодействия друг с другом. Комплекс вопросов, связанных с экспортом углеводородов, становится не просто важным, а доминирующим фактором формулирования внешней политики России – как, впрочем, во многих случаях и других государств, независимо от того, являются ли они экспортерами энергоресурсов или их импортерами. Команда президента Джорджа Буша-младшего оказалась непосредственно связана с энергетикой (сам президент, его вице-президент Дик Чейни, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс и другие) и в сегодняшней борьбе за энергоносители проявляет готовность действовать решительно с использованием всей мощи государственной машины.
В монографии приводится анализ корреляции перехода энергетической проблематики в политическую сферу, в частности в военно-политические кризисы как на традиционном Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии. Равно как и наоборот: острая потребность в решении проблем энергетического характера приводит к снятию устоявшейся политической напряженности (например, вокруг Ливии сегодня).
Последние драматические события в Грузии – сигнал для Москвы и Вашингтона о необходимости и неизбежности усиления кооперативных элементов своей энергетической стратегии в зоне Закавказья, Каспия и Центральной Азии. В полной мере это относится и к региону традиционного Ближнего Востока. Формула такого взаимодействия достаточно проста: сколь остро ни конкурировали бы между собой отдельные компании России и США на Большом Ближнем Востоке, политическое руководство обеих стран должно активнее задействовать механизм согласования и предотвращения перерастания напряженности, вызванной соперничеством коммерческих субъектов, в напряженность политического и военно-стратегического уровней. Как показали драматические события вокруг Грузии в августе 2008 года, выработка такого согласованного механизма применительно к энергетической сфере становится важнейшим элементом стратегии США и России – особенно в регионе Большого Ближнего Востока.