Для модернизации фондов производства требуется ежегодно 20–25 млрд. долл.
Первая волна мирового финансового кризиса настигла нашу страну в сентябре прошлого года и обвалила фондовый рынок России. Цена акций для иностранных и отечественных эмитентов снизилась в 5–7 раз. Отток иностранных капиталов в 2008 году составил почти 130 млрд. долл.
Поскольку энергетический сектор являлся главнейшим фактором экономического развития нашей страны, воздействие мирового кризиса на ее экономическое развитие пошло по энергетическому коридору через снижение мировой цены на нефть и прочие энергоресурсы, иные сырьевые товары. Но в основном через экспорт нефти.
Цена сырой нефти, достигнув 160 долл. за баррель, быстро упала до 30–40 долл. (сейчас 53,3 долл.); следом начали снижаться контрактные цены на природный газ, а также на металлы и заказы на изделия из них (особенно на трубы). Суммарная доля этих ресурсов в российском экспорте превышает 75%, поэтому приток валюты по экспорту в прошлом году сократился вдвое.
По мнению академика Абела Аганбегяна, все это приведет в текущем году к оттоку 300–400 млрд. долл. валютных ресурсов и к потерям госбюджета в 2,5 трлн. руб. Только по топливно-энергетическому фактору вдвое снизится прирост ВВП (было 8%, станет 4%), но с учетом прочих факторов прироста экономики не будет вовсе.
Пусковой механизм
В нашей стране основным лейтмотивом официальных заявлений и массовых публикаций была пропаганда уверенности в светлом экономическом будущем и позитивных преимуществах корпораций российского ТЭКа, особенно ОАО «Газпром». Между тем кризис российской энергетики наметился задолго до мирового, и его внутренними предпосылками были: наличие большой доли физически и морально устаревшего оборудования; затухание основных месторождений нефти и газа в Западной Сибири и истощение месторождений в «старых» нефтяных провинциях; необходимость освоения новых месторождений нефти и газа на северо-востоке страны, в полярных и приполярных зонах, на глубоководных шельфах морей, в том числе арктических; ориентация нефтегазовых компаний на неограниченный экспорт, неразвитость внутреннего рынка энергоресурсов и слабая инновационная политика; противодействие по соображениям экологической безопасности строительству новых объектов энергетики, особенно в угольной и атомной промышленности.
Пока мировая конъюнктура была благоприятной, в возможность спада в российском ТЭКе предпочитали не верить. Однако мировой экономический кризис стал реальностью – в нашей стране пусковым импульсом кризисных явлений послужило падение мировой цены на нефть, затем на газ.
Государством сформулирована главная социально-экономическая цель ближайшего периода: «Выход из экономического кризиса с модернизацией российской экономики». Систематизируем вслед за Аганбегяном задачи, которые встали перед экономикой России при реализации указанной цели: создать фонды длинных денег; добиться низкой инфляции, придерживаться рыночного курса рубля; сократить и изменить структуру бюджетных расходов, в первую очередь на социальные цели; слезть с нефтяной иглы и диверсифицировать экономику; сократить внешний долг, изыскать собственные ресурсы; поднять качество государственного регулирования экономики.
Длинные деньги и внешние займы
Рыночные фонды длинных денег в нашей стране представлены по минимуму: накопительные отчисления на пенсии – 20 млрд. долл., страховая система – до 40 млрд. долл., паевые фонды – было 20 млрд. долл. в конце 2008 года, подсели на 75%. Итак, внутренних фондов не более 50 млрд. долл., при самых выгодных процентах возможности этих фондов – примерно 5 млрд. долл./год. Имея целью лишь поддержание на период до 2020 года сегодняшних объемов добычи, в «Энергетической стратегии России» запрашивается общий объем капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора от 260 до 300 млрд. долл. в 2001–2010 годах и от 400 до 510 млрд. долл. в следующее десятилетие. Потребуется как минимум трехкратное увеличение инвестиций для освоения Штокмановского и Ямальского газовых месторождений. Еще большие инвестиции требуются для освоения шельфовых месторождений нефти российской Арктики.
Только для модернизации производственных фондов требуется ежегодно 20–25 млрд. долл. Общая стоимость инвестиционных проектов, необходимых для сохранения экспортных позиций на рынке Европы, на период до 2015 года оценивается по газовой промышленности в 35–40 млрд. долл., в нефтяной – в 55–60 млрд. долл. Ясно, что собственных длинных денег на эти цели у страны недостаточно. В этих условиях альтернативой является или сокращение инвестиционных амбиций, или привлечение иностранных капиталов.
Нужны прямые иностранные инновационные проекты. Инвестиции в реальный сектор российской экономики (прямые) сейчас вкладывают в основном США (более 60%), а также Нидерланды, Япония, Германия, причем основные вложения по разделу «Промышленность» предназначены именно отраслям ТЭКа. Ясно, что масштабы накопленных за 10 лет инвестиций (25–27 млрд. долл., в том числе примерно 8 млрд. долл. – отмытые из офшоров) несоразмерны с амбициозными планами «Энергетической стратегии».
Не более 22% общего объема иностранных инвестиций в отрасли ТЭКа являются прямыми. Что касается вложений в новые технологии, то эта доля на порядок меньше и экспертно оценивается не более чем в 200–350 млн. долл.
Хотя иностранный капитал не спешит в российскую экономику, его доля превышает возможности всех имеющихся отечественных фондов. Если же прибавить к этому прямые заимствования российских корпораций, долг которых в 2009 году составил 160 млрд. долл. (до 50% – у «Газпрома» и нефтяных компаний), то не приходится говорить об инвестиционной независимости. Тем более что потребность ТЭКа в иностранных технологиях и тем самым в прямых инвестициях увеличивается. Вместе с тем ТЭК далеко не полностью исчерпал возможности формирования собственных ресурсов развития. На предприятиях и в корпорациях ТЭКа сформировалась относительно высокая по отечественным меркам заработная плата, капитализация предприятий практически всех отраслей комплекса вполне удовлетворительна даже по мировым меркам. То есть энергетический сектор мог бы увеличить вклад в пенсионные и страховые фонды, создать соразмерные задачам собственного развития ресурсы длинных денег. Если будут созданы соответствующие государственные гарантии стабильности собственности, возможно увеличить такие ресурсы минимум вдвое.
Ввиду высокой доходности добычи и экспорта энергоресурсов при относительно стабильных перспективах рынка возможно также привлечение длинных инвестиций со стороны. Вместе с тем для вложений в российский ТЭК сохраняются весьма существенные риски, в основе которых его принципиально слабые возможности влиять на мировые цены на нефть и на природный газ. Эта цена формируется за пределами России, в странах с заведомо лучшими условиями добычи, транспорта и потребления энергоресурсов. Если природные и географические условия эффективнее российских, то и формирующий доходность рентный фактор экспорта находится в замыкающей зоне. Что в среднесрочной перспективе снижает возможности ТЭКа как локомотива для вывода страны из кризиса.