В наше время дымящиеся заводские трубы воспринимаются как экологическое бедствие.
Александр Шевченко. «Серый пейзаж». Государственный Русский музей
Расточительное использование нефтегазовых ресурсов является «особенностью» российской экономики, энергоемкость которой по отдельным отраслям в 6–10 раз превышает аналогичный показатель для промышленно развитых государств. И даже при этом особо выделяется ситуация, сложившаяся вокруг использования такого ценнейшего сырья, которым является нефтяной попутный газ (НПГ).
На факелах ежегодный объем сжигания НПГ в мире составляет более 100 млрд. куб. м, в том числе не менее 20 млрд. куб. м – в России (по иностранным источникам до 50 млрд. куб. м). Из этого объема могут быть получены сотни тысяч тонн разнообразных химических продуктов, начиная от метанола и моторных топлив и заканчивая эфирами и полимерами различного строения. И, наконец, НПГ может быть использован для производства тепловой или электрической энергии, вырабатываемой на местах нефтеразработок.
Но не только большие экономические потери являются последствием сжигания нефтяного попутного газа. При сгорании на факелах в огромном количестве образуются загрязняющие вещества различного состава, в том числе более 250 опасных химических соединений, включая канцерогенные бензол, сероуглерод, фосген и толуол, тяжелые металлы, такие как ртуть, мышьяк и хром, оксиды азота и серы, а также сероводород (согласно данным аналитического обзора Мирового банка). Такие последствия сжигания НПГ приводят к загрязнению и разрушению природных экосистем, весьма неблагоприятно сказываются на здоровье населения, проживающего в районах нефтедобычи.
По данным Росстата, в 2005 году в Российской Федерации было добыто 42,2 млрд. куб. м нефтяного попутного газа, из них сожжено в факелах 13,1 млрд. куб. м. Данные Минпромэнерго России свидетельствуют о том, что в 2005 году в России было сожжено 14,5 млрд. куб. м НПГ.
По опубликованной в прессе информации Минприроды РФ, в 2005–2006 годах в России было добыто около 55–60 млрд. куб. м НПГ, из которых примерно 26% (около 15 млрд. куб. м) сожжено на факелах.
Отмеченное расхождение в цифрах заставляет достаточно скептически отнестись к качеству имеющейся статистической информации, которую в большинстве случаев из-за недостаточной оснащенности лицензионных участков узлами учета добычи, сжигания и использования НПГ на промыслах получают на основании расчетных коэффициентов.
В соответствии с официальными статистическими данными средний уровень использования НПГ в России составил в 2006 году около 75%. По основным компаниям-недропользователям этот показатель варьируется от 55 до 98%.
В целом основными причинами низкого уровня использования НПГ в России можно считать:
– значительный рост объемов добычи нефти начиная с 2000 года в связи с ежегодным ростом мировых цен на нефтепродукты без формирования адекватной инфраструктуры по использованию НПГ;
– ввод в эксплуатацию месторождений, расположенных на значительных расстояниях от созданной в 70–80-х годах прошлого столетия инфраструктуры по транспорту и переработке НПГ;
– отсутствие в большинстве лицензионных соглашений на разработку месторождений уровней использования НПГ;
– заинтересованность государства в росте объемов добычи нефти, даже при сжигании значительных объемов добываемого НПГ.
В период 2006–2008 годов Российским газовым обществом (РГО) подготовлена и реализуется целевая программа «Разработка Концепции стратегии развития переработки и использования ресурсов нефтяного попутного газа в РФ». В ходе выполнения данной работы экспертами сформировано мнение, что для полноценного и долгосрочного решения проблемы рационального использования НПГ необходимо совершенствование нормативно-правовой базы по его эффективному использованию. По общему мнению, вопрос об увеличении уровня использования НПГ является стратегическим для России, поскольку НПГ – существенный источник наполнения сырьевой базы газохимического комплекса страны, значительный дополнительный ресурс для включения в баланс газа России, а также весьма важный фактор в локальной энергетике.
Концентрированным результатом данной целевой программы явилась монография – «Стратегия использования попутного нефтяного газа в Российской Федерации». Изданная в октябре 2008 года, она является методологической основой при решении базовой задачи – подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного попутного газа».
В настоящее время комиссия Совета Федерации по естественным монополиям и Российское газовое общество (президент РГО Валерий Язев) разработали этот законопроект. В нем ставится задача в перспективе довести уровень утилизации НПГ в стране до 95%. Постановлением правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» предусматривается: «Установить целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5% от объема добытого попутного нефтяного газа».
Согласно постановлению с 1 января 2012 года вводится новый размер платы за превышение предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды. Но для достижения поставленной цели нужно уже сейчас решать комплекс вопросов в масштабе страны.
Необходимо реальное участие государства
Самое главное в решении проблемы рационального использования НПГ – это осуществление государством на практике того, что оно действительно рассматривает полномасштабное использование НПГ как одну из важнейших социально-экономических задач, одно из направлений повышения энергоэффективности российской экономики. На федеральном уровне должны быть приняты разнообразные меры, прежде всего экономические, направленные на поддержку предприятий, реализующих проекты по переработке и использованию НПГ. Государство должно инвестировать бюджетные средства в эти проекты. Это условно можно назвать «пряником». С другой стороны, государство должно установить действенный контроль всех процессов, в которых присутствует НПГ: добыча и сжигание. Отсутствие внимания к решению проблемы эффективного использования НПГ должно караться различными способами – штрафами, приостановлением или прекращением действия лицензий на природопользование, лишением налоговых льгот и др. Это все условно можно назвать «кнутом». Но здесь важно грамотно сбалансировать «пряник» и «кнут», чтобы предприятие считало для себя единственно правильным и экономически рентабельным действием утилизацию НПГ без его сжигания. Естественно, должен быть предусмотрен и вариант, когда в конкретных условиях какого-либо месторождения НПГ экономически просто невыгодно утилизировать, и это не должно вызывать со стороны государства карательных мер.
В соответствии с регламентом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации для внесения вышеуказанного законопроекта должен быть сформирован пакет документов, включающий в том числе финансово-экономическое обоснование. К сожалению, для каждого конкретного месторождения объемы расходов, связанных с реализацией положений указанного законопроекта, могут значительно отличаться в зависимости от многих факторов нефтедобычи, а получить такие данные не представляется возможным. Поэтому созданный при РГО экспертный совет не может подготовить финансово-экономическое обоснование указанного законопроекта с детальными расчетами об изменении расходных и доходных статей государственного бюджета в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного попутного газа». Другой причиной задержки завершения разработки законопроекта является отсутствие у Российского газового общества финансовых средств для этих целей.
В связи с изложенным необходимо обратиться с просьбой к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву:
– поддержать Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного попутного газа»;
– дать поручение выделить 50 млн. руб. для завершения разработки проекта указанного федерального закона, подготовки технических регламентов и пакета стандартов, обеспечивающих реализацию федерального закона;
– поручить правительству РФ с участием соответствующих российских бизнес-структур оказать содействие в предоставлении необходимых сведений для подготовки финансово-экономического обоснования указанного законопроекта.