0
5012
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

17.03.2009 00:00:00

Экологический город

Тэги: фостер, город, экология


фостер, город, экология Проект города Масдар, который потребляет электроэнергию из альтернативных источников и не выделяет в атмосферу практически никаких вредных веществ.
Фото Reuters

Не секрет, что городские конгломераты расходуют до 80% энергии и всех доступных ресурсов по всему земному шару. Поэтому экоархитекторы начинают строить города, потребляющие электроэнергию из альтернативных источников и не выделяющих в атмосферу практически никаких вредных веществ. В 2018 году такой город под именем Масдар, или в переводе с арабского «Источник», будет воздвигнут в пустыне неподалеку от Абу-Даби на площади в 7 кв. км. В нем будут работать 90 тыс. человек, в том числе 50 тыс. постоянно проживать. Его уже называют первым на земле городом с нулевой эмиссией. За его сооружение отвечает британский архитектор сэр Норманн Форстер. Транспортная концепция Масдара предполагает сделать автомобиль излишним для городского жителя. Все автомобили будут находиться в парковках вне черты города. А в самом городе люди будут перемещаться на электрокарах с остановками каждые 150–200 м. В принципе, по мнению архитекторов экогородов, ключом к их сооружению должно быть резко сокращенное автомобильное движение. В этом их основное отличие от городов старой формации, построенных для автомобилистов. Но существенные различия существуют и в старых городах. Например, жители американских метрополий, таких как Хьюстон или Детройт, расходуют в год в три-четыре раза больше бензина на проживающую там душу, чем в Европе. Получается, чем выше застройка города, тем меньше данный показатель. И Москва в этом плане парадоксальным образом выглядит совсем неплохо, где-то на уровне 100 л (для сравнения – в Детройте 2100 л). Может быть, не правы те, кто критикует московского мэра Лужкова за тотальную застройку свободных городских пустырей – глядишь и ездить будет негде.

Экология города, по мнению Форстера, имеет первостепенное значение с точки зрения экономии ресурсов и снижения выбросов. По его мнению, давно пора уделить внимание экологии городов. Ведь уже сегодня города, занимающие всего 3% территории земного шара, потребляют подавляющую часть ресурсов. К 2025 году, согласно анализу экспертов ООН, 60% всех людей будут жить в больших городских конгломератах. Причем преобладать будут мегагорода с население 5 и более млн. человек. Именно подобные перспективы побуждают мэров крупнейших городов на нашей планете первостепенное внимание уделять проблемам экологии. Немецкий экономический еженедельник Wirtschaftswoche считает, что лидирует в этом плане Нью-Йорк. На Западе проблему экологии прежде всего понимают как снижение вредных выбросов. В том числе и СО2. В Нью-Йорке городские власти планируют снизить к 2030 году подобные выбросы на 30% (за точку отсчета берется 2005 год). Центр тяжести программы в замене городского бензинового автотранспорта падает на гибриды. В частности, предусматривается, что уже к 2012 году 13 тыс. городских таксистов будут ездить на гибридах. Далее предполагается модернизация устаревших городских электростанций, работающих на газе и мазуте, и повсеместное внедрение ветровых и солнечных электростанций. Для тех домовладельцев, которые будут оснащать свои строения солнечными модулями, даже предусматривается снижение налога на землю. В целом к 2030 году общие мощности альтернативной энергетики города должны будут достичь 600 МВт.

Англичане и вовсе лидируют в последнее время в плане экологического жилья. Местные власти намерены снизить вредную эмиссию к 2025 году даже на 60%. Чтобы добиться таких показателей, потребуются дополнительные инвестиции в размере 41 млрд. евро. Анализ института McKinsey Global Institut свидетельствует, что 13 из 20 важнейших мероприятий в этой сфере могут самофинансироваться. К ним относится приобретение энергоэкономичных автомобилей и бытовых приборов, использование выделяющегося тепла, предотвращение утечки тепла из зданий и т.п.

К проектированию первого экологического города приступили и в Китае. Город будет построен к 2030 году и должен будет служить примером для всей страны. Для подобного эксперимента был избран остров неподалеку от Шанхая. Предполагается, что в планируемом городе будут проживать полмиллиона человек. Энергия должна будет поступать исключительно из альтернативных источников, преимущественно от ветровых электростанций. Большая часть отходов будет повторно использоваться или компостироваться для удобрений.

Город, свободный от СО2, с точки зрения Стефана Белинга, члена правления знаменитого лондонского архитектурного бюро Foster+Partners, участвующего в планировании Масдара, – это нулевой уровень производства и потребления энергии. И в качестве основополагающей концепции он считает необходимым отказаться от автомобильной направленности городского планирования. Города должны быть компактны и ориентированы на использование таких видов транспорта, как велосипеды. Даже в таких промышленных центрах ФРГ, как Дуйсбург, возможна реализация этих концепций. Для этого, по мнению Белинга, надо уплотнить застройку, увеличить инвестиции в создание зеленых зон и вывести транспорт за пределы центра города. Подобные меры могут уменьшить выбросы СО2 чуть ли не наполовину.

В нашей же стране, с точки зрения Инны Грицевич, главного координатора проекта по энергоэффективности WWF России, дело обстоит следующим образом. Проблема изменения климата – глобальная проблема, обязательства России по ее решению – снижению выбросов парниковых газов – приняты на государственном уровне. В силу исторических обстоятельств в отличие от Европы выполнение этих обязательств в период 2008–2012 годов не требует от нашей страны никаких специальных усилий. Поэтому с национального уровня ни на какие субъекты экономической активности ни в каких документах, например в Энергетической стратегии, не накладывается прямых обязательств по ограничению/снижению выбросов парниковых газов. Вот почему перед правительством Москвы тоже не стоит такая задача и в городских программах нет планов и целевых показателей по снижению выбросов СО2. В городской целевой программе «Энергосбережение в городе Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» были планы в связи с реализацией механизмов Киотского протокола – типа «разработка методических рекомендаций», но они представляются сильно запоздавшими из-за сроков окончания действия его механизмов в конце 2012 года и бессмысленными по сути (рекомендации давно разработаны). В то же время нельзя сказать, что власти Москвы вообще не занимаются решением проблемы снижения выбросов СО2 или, шире, противодействия глобальному изменению климата. В Москве в 2008 году была принята городская целевая программа «Энергосбережение в городе Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года».

Программа охватывает широкий круг областей производства и потребления энергии и ресурсов и заявлена как комплексная – в отличие от прежних программ. Однако в основном она направлена на сокращение потребления электроэнергии и теплоты и топлива генерирующими их компаниями. В то же время программа не охватывает вопросы энергосбережения топлива на транспорте, как общественном, так и частном, где сосредоточен не только значительный потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности, но и возможность существенного улучшения экологической обстановки в городе, так как именно транспорт является одним из главных факторов/источников вредных выбросов в атмосферу в городе и его роль в этом быстро возрастает.

Также не охвачена проблема стимулирования рынка энергоэффективных бытовых приборов и оборудования и удаления с рынка наиболее устаревших образцов этих аппаратов.

Хотя на население приходится 48% потребления энергии, а на промышленность – 18%, работе с населением, мероприятиям по его стимулированию и активизации, образованию, механизмам по поддержке и прочему придается недостаточно внимания.

В целом программа остается набором мероприятий, собранных из предложений отдельных организаций. Что касается ожидаемых результатов реализации программы, то они не основываются на научно обоснованной комплексной оценке потенциала энергосбережения в городе. Более того, программа разработана без опоры на топливно-энергетический баланс города, который только планируется рассчитать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
952
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
488
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
427
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
547

Другие новости