0
2583
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

17.03.2009 00:00:00

Японский аспект

Николай Тебин

Об авторе: Николай Тебин - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, энергетика


япония, энергетика Внимание японцев к развитию сотрудничества в энергосбережении объясняется прежде всего стремлением сдерживать глобальное потепление.
Фото Морихиро Мацуширо

Энергосбережение – это большой и сложный комплекс мероприятий государства, направленных на обеспечение экономического развития при минимальном росте, а то и сокращении использования невозобновляемых источников энергии. Япония может быть примером того, как можно побудить, а в ряде случаев и заставить деловые круги внедрять энергосберегающие технологии, отказаться от наращивания производства за счет выгодных с точки зрения бизнеса невозобновляемых энергоресурсов, нефти и угля. Много полезного в японском опыте энергосбережения можно найти и в сфере быта. Однако есть еще один заслуживающий внимания аспект японской политики в сфере энергосбережения – международный.

Японские деловые круги и правительство исходят из того, что эффективное использование любыми странами первичных энергетических ресурсов, как собственных, так и импортируемых, снижает спрос на них на мировых торговых площадках, а следовательно, и накал конкурентной борьбы за них. Поэтому частью общей стратегии руководства Японии по обеспечению энергетической безопасности является оказание помощи странам региона в решении их энергетических проблем.

Под флагом экспорта

Помощь предусматривает привлечение в этих целях японских капиталов, передачу на взаимовыгодных условиях японских передовых технологий и ноу-хау для разработки и использования малоэффективных видов топлива, например сланцев, бурых углей, или для освоения мелких малорентабельных месторождений нефти и газа в этих странах. Важным направлением в этом плане японцы определяют и передачу технологий энергосбережения.

Необходимость развития международного сотрудничества в энергосбережении представителями Японии высказывалась и высказывается на встречах самого разного уровня, от саммита «восьмерки» до руководителей органов местного самоуправления. Так, на саммите «восьмерки» в 2004 году в Си-Айленде (США) одним из основных и первоочередным вопросом была проблема ценообразования на нефть. Как писала перед саммитом газета «Иомиури» со ссылкой на правительственные круги, Япония намеревалась на встрече призвать страны – потребители нефти приложить новые усилия в проведении энергосберегающей политики, поскольку от нестабильных цен на нефть страдают все и многое зависит и от потребителей нефти.

Это предложение Японии нашло отражение в принятых на саммите документах. В них, как особо отмечалось в сообщении японского информационного агентства Киодо цусин, провозглашалась необходимость проведения сбалансированной энергетической политики, которая, с одной стороны, обеспечивает рост поставок энергетических ресурсов, а с другой – способствует более эффективному использованию и сбережению энергии, в том числе и с помощью новых технологий.

Конкретные шаги

В январе 2007 года на Филиппинах на втором Восточноазиатском саммите (участники: 10 стран АСЕАН, а также Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия) премьер-министр Японии, в то время Синдзо Абэ, объявил о планах Японии оказать поддержку развитию энергосбережения в странах Восточной Азии. Предполагалось предоставить им по линии официальной помощи развитию 2 млрд. долл. (241 млрд. иен).

Средства выделяются на строительство и модернизацию электростанций и, что, возможно, более важно – на подготовку эффективному использованию энергии и ее сбережению 1500 стажеров из стран региона в течение пяти лет. Во многом по инициативе японской делегации на этом саммите принято решение создать в Азии центр содействия энергосбережению, поскольку, как отмечалось в газете «Асахи симбун», оно «дает наиболее заметный и быстрый результат». Международное сотрудничество в энергосбережении Япония развивает и на двусторонней основе. Между Японией и Китаем, например, учреждена совместная комиссия для привлечения частных структур в сферу энергосбережения, содействия китайским компаниям в приобретении и овладении японскими технологиями энергосбережения. Заинтересованность в этом обоюдная. Спрос на такие технологии в Китае оценивается в 30 трлн. иен, и совместная комиссия, как надеются обе стороны, привлечет новые японские компании в Китай, тем более что китайская сторона обещала рассмотреть возможность предоставления льгот в налогообложении компаниям, которые будут участвовать рамках этой договоренности (The Daily Yomiuri. 18.12.06). Япония уже передала китайской стороне список компаний, которые намерен осваивать китайский рынок энергосберегающих технологий, и 16 энергетических проектов, в том числе связанных с повышением эффективности тепловых электростанций, бойлерных установок, использованием попутного тепла и т.п. (The Daily Yomiuri. 17.04.07.)

Китай также заинтересован в получении и освоении японских технологий. Как писала газета «Иомиури», потребление энергии в Китае быстро растет и уменьшить темпы этого роста можно во многом внедрением технологий энергосбережения. За пять лет к 2010 году Китай планирует улучшить эффективность использования энергии на 20%. Помочь этому может освоение японских технологий. Это важно по многим причинам, хотя бы потому, что на Китай сейчас приходится почти 10% мирового потребления нефти, считает обозреватель газеты (The Daily Yomiuri. 18.12.06).

Переговоры о помощи в проблеме энергосбережения Япония провела и с Индией. Для изучения проблемы была учреждена рабочая группа, в которую вошли как представители правительств, так и частных компаний двух стран. Индия намерена, пишет газета «Асахи симбун», используя японские технологии, добиться того, чтобы темпы роста энергозатрат не были выше темпов роста ВВП («Асахи симбун», 24.04.07).

Внимание Японии к развитию сотрудничества в энергосбережении и по оказанию помощи Китаю и Индии обусловлено, как декларируется японской стороной, прежде всего стремлением содействовать сдерживанию глобального потепления. В этих странах при высоких темпах экономического роста эффективность использования энергоресурсов в разы ниже, чем в Японии. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), если принять отношение энергопотребления в Японии в пересчете на условное топливо к ВВП страны за 1,0, то в 2006 году в Индии оно было 8,0, а в Китае – 9,0. В то же время по выбросам парниковых газов Китай занимает второе место в мире, а Индия – пятое. Но эти страны не подпадают под действие Киотского протокола, так как отнесены к развивающимся странам. На первом месте по выбросам – США, которые не ратифицировали протокол.

Индексы эффективности

При сравнении индексов эффективности использования энергии по указанной выше методике Япония лидирует и среди развитых стран. По данным МЭА, при индексе Японии 1,0 в 2006 году в Великобритании он был равен 1,4, во Франции – 1,9, в Германии – 1,75 и в США – 2,1.

Правительство Японии уже несколько лет на встречах на самом высоком уровне, судя по сообщениям печати, выносит предложение о введении индекса «эффективного использования энергии» как новой международной нормы по борьбе с глобальным потеплением.

Агентство Киодо цусин со ссылкой на правительственные круги еще в июле 2007 года, за год до саммита «восьмерки» на Хоккайдо, сообщало, что правительство Японии приняло решение предложить в ходе переговоров принять индекс «эффективности использования энергии» как новую международную систему оценок. Японские специалисты считают, что введение индекса «эффективности использования энергии» в международную практику будет стимулировать обеспечение роста ВВП энергосбережением, а не ростом потребления энергии.

Однако эта инициатива Японии, видимо, не находит поддержки у других стран, прежде всего тех, которые считают, что принятие ими норм Киотского протокола по выбросам парниковых газов будет сдерживать развитие их экономик.

Большинство стран для обеспечения роста ВВП продолжает следовать экстенсивным путем в энергетике. В Китае, например, индекс «эффективности использования энергии» с 2004 по 2006 год возрос соответственно с 8,7 до 9,0. Ну а России, Богом избранной стране по залежам энергетических ресурсов, стремиться к его снижению, видимо, нет причин. В 2006 году он был равен 18,1.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1128
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
711
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
494
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
709

Другие новости