Не секрет, что в большинстве муниципальных зданий России, таких как школы, больницы, детские сады, офисы и проч., энергия расходуется крайне неэффективно. Затраты на 1 кв. м отапливаемой площади значительно превышают аналогичные показатели стран Северной Европы.
Практический опыт, накопленный в Мурманской, Архангельской областях и Республике Карелия, показывает, что при грамотном подходе к разработке и реализации энергосберегающих проектов, в существующих зданиях достигается экономия энергии от 30 до 60% при сроке окупаемости инвестиций не более 5 лет. Это означает, что сегодня как минимум треть муниципальных затрат на энергоснабжение зданий теряется, не принося никакой пользы.
Во многом реализация энергосберегающих проектов в перечисленных регионах стала возможной благодаря созданию квалифицированных Центров энергетической эффективности с помощью норвежских партнеров и специальным финансовым программам Северной финансовой экологической корпорации (НЭФКО). НЭФКО помимо выделения льготных кредитов для выполнения энергосберегающих проектов в зданиях социального назначения (кредитуется 90% общих инвестиций под 3% годовых на срок до 5 лет) способствует внедрению эффективных схем контроля и управления выделенными средствами. Проекты с момента их обозначения и до полного завершения находятся под контролем профессиональной компании, нанятой НЭФКО по отдельному договору. В задачи этой компании входит взаимодействие с заемщиком, начиная с подготовки проекта и до его полного завершения. В том числе осуществляются проверка и одобрение бизнес-плана, контроль проведения тендеров, хода реализации проектов, проверка качества работ и целевого использования денежных средств. Разработчиками и менеджерами проектов выступают местные Центры энергетической эффективности. Целый ряд городов и поселков смог воспользоваться такой возможностью и реализовать хорошие проекты с минимальным привлечением бюджетных средств. Этот опыт, несомненно, должен быть изучен и использован во всех регионах России. Особенно важно использовать накопленный опыт управления проектами и финансами при выделении средств в рамках федеральных программ.
Помимо финансовых существуют и другие барьеры, препятствующие развитию процессов повышения энергоэффективности. К ним относятся: отсутствие умений и навыков в разработке и реализации энергосберегающих проектов, ведении системы энергомониторинга и т.д. Главная проблема заключается в том, что сегодня никто в муниципалитетах не имеет полной информации о реальном состоянии дел с потреблением энергии, существующем уровне эффективности использования энергии и никто не управляет затратами на энергетические ресурсы. Главы муниципалитетов в подавляющем большинстве случаев не хотят заниматься этими вопросами, даже несмотря на возможность получения льготного финансирования. Проекты реализовывались только в тех городах, где руководители местных администраций действительно заботятся о благосостоянии своих городов, понимают существующую проблему и считают энергосбережение одним из инструментов эффективного управления бюджетными средствами. В прежние годы таким был мэр г. Кировска Мурманской области, сейчас можно отметить руководителей Сегежи, Онеги, Вельска, Новодвинска, Котласа. Но с уходом такого человека, как правило, прекращаются все работы, как это случилось в том же Кировске. К большому сожалению, системности и государственного влияния на эти процессы пока не существует.
Но даже и в этих условиях многие вопросы могут быть решены путем разработки долгосрочных муниципальных программ по энергосбережению, иначе называемых Муниципальными планами энергетической эффективности (МПЭЭ). Одним из инструментов МПЭЭ является база данных, включающая информацию о техническом состоянии и энергопотреблении всех бюджетных зданий. Ее создание и использование дает возможность получить сравнительную характеристику эффективности использования энергии во всех зданиях и направлять инвестиции именно в те здания, где энергия используется наименее эффективно. Это позволяет наиболее рационально распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами. Комплексный подход при разработке МПЭЭ подразумевает решение следующих задач: обучение местных специалистов вопросам эффективного использования энергии; создание рабочей группы энергоэффективности для разработки и реализации программы и для обеспечения участия всех необходимых муниципальных департаментов; выявление имеющихся проблем и разработка плана по устранению препятствий на пути развития программы энергоэффективности; создание базы данных по энергопотреблению муниципальных зданий; создание схем финансирования на принципах «револьверного фонда», когда сэкономленные средства направляются на реализацию следующих проектов: создание системы энергомониторинга, позволяющей поддерживать энергопотребление на оптимальном уровне; совершенствование методов эксплуатации и обслуживания; разработку среднесрочной и долгосрочной программ энергетической эффективности.
И в России в рамках российско-норвежского сотрудничества, и в соседних странах накоплен опыт проведения специальных обучающих программ для муниципальных служащих. При этом местные специалисты приобретают необходимые профессиональные знания, методики, специализированные программные продукты для выполнения различных задач (энергетические, экологические и экономические расчеты, ведение системы энергомониторинга и проч.).
Например, именно таким путем были созданы программы по энергоэффективности для Алма-Аты и Бишкека. В Казахстане опыт Алма-Аты планируется довести до руководителей других городов. В 2008 году началась разработка программы, основанной на этих принципах, в Архангельске.
Основными координаторами и местными помощниками администраций при разработке МПЭЭ являются Центры энергетической эффективности. К сожалению, приходится констатировать, что Центры энергетической эффективности, созданные на северо-западе России более 10 лет назад, с трудом обеспечивают себя работой и находятся на грани выживания. При такой-то расточительности в энергопотреблении нет спроса на их услуги! А ведь именно благодаря этим центрам были разработаны и реализованы многие проекты и сэкономлены огромные бюджетные средства. Именно наличие квалифицированных центров позволяло, и пока еще позволяет, привлекать иностранных инвесторов. Но где же собственные источники финансирования, кто вообще реально заинтересован в прекращении существующей бесхозяйственности?
Основная цель начавшейся реформы бюджетных процессов заключается в повышении эффективности управления бюджетными средствами и повышении ответственности руководителей за их эффективное использование. При этом планируется переход к организации бюджетного процесса на принципах БОР (бюджетирование, ориентированное на результаты) и к программно-целевым методам бюджетного планирования. Проект нового Закона «Об энергосбережении» так же должен активизировать работу по повышению эффективности использования энергии. Законом предусматривается введение понятия «коэффициент энергоэффективности помещений» и стимулирование повышения энергоэффективности помещений. Законом определяется порядок разработки планов энергоэффективности и выделения субсидий на их реализацию.
Станут ли эти новшества реальными стимулами, покажет время. Но вопросы о том, кто будет профессионально заниматься этими задачами, как это будет поддержано правительством, будет ли востребован имеющийся опыт, остаются.
Финансирование экологических проектов
Северная Экологическая финансовая корпорация (НЕФКО) – это международная финансовая организация, созданная в 1990 году пятью Скандинавскими странами: Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией. Основная задача НЕФКО – финансирование экономически выгодных экологических проектов в сопредельных Скандинавским странам регионах Восточной Европы. Штаб-квартира НЕФКО расположена в Хельсинки, при Северном инвестиционном банке (NIB). В своем распоряжении НЕФКО имеет ряд фондов для финансирования экологических проектов в России, Украине и Белоруссии и других странах. НЕФКО предлагает займы и льготные кредиты компаниям и предприятиям всех форм собственности, а также муниципальным образованиям, реализующим проекты, положительно влияющие на окружающую среду. Проекты, финансируемые НЕФКО, должны соответствовать критериям экологической устойчивости, а также обеспечивать существенное снижение количественных показателей выбросов вредных веществ в окружающую среду. Информация о данных критериях размещена в интернете по адресу www.nefco.org. Заявки по проектам проходят юридическую, экономическую и экологическую экспертизу НЕФКО и выносятся на рассмотрение Инвестиционного комитета НЕФКО. Решение о выделении кредитов принимается советом директоров НЕФКО, в который входят представители всех пяти Северных стран.