Открытым остается вопрос, возможно ли повторение российско-украинской "газовой войны"?
Фото Reuters
Газовый конфликт между Россией и Украиной в январе 2009 года стал следствием непрозрачных схем поставок природного газа в Украину, а также борьбой украинских политических сил за доходы, получаемые от его перепродажи в Европу. В ходе переговоров проблема была снята, однако нет никаких гарантий, что подобный кризис вновь не возникнет в будущем. Тем более что в конце января украинский президент заявил, что прогнозирует продолжение газового конфликта между Украиной и Россией.
Борьба за посредника
В последнее десятилетие в Украине постоянно шла закулисная борьба за право контролировать газовые потоки и получаемые от их реализации финансовые ресурсы. До 2003 года в Украине действовала корпорация «Итера», которая обеспечивала транзит газа до российско-украинской границы, получая от украинской стороны за свои услуги определенный объем газа. Компания была обязана продавать газ на рынке Украины и не имела возможностей для его экспорта. На смену «Итере» пришла компания «ЮралсТрансГаз» (Eural TransGas), имеющая минимальный уставный капитал и доступ к рынку для реализации газа на миллиарды долларов. Затем появилась «РосУкрЭнерго», созданная в соответствии с подписанным в июле 2004 года пакетом документов, которым определялись условия сотрудничества России и Украины в области поставок и транзита природного газа до 2028 года. Компания была создана как совместное предприятие Газпромбанка, который владел 50% его акций через зарегистрированную в Швейцарии компанию ARosgas Holding A.G. и входящей в Raiffeisen Banking Group группы Raiffeisen Investment AG, которой также принадлежало 50% через компанию CentroGas Holding. Ключевым игроком в этой комбинации стал малоизвестный CentroGas Holding.
Во время правления Леонида Кучмы посреднические компании в Украине действовали в рамках очерченных правил, под жестким присмотром контролирующих органов. Да и интересы государства находили свое отражение в переговорном процессе по поставкам газа. О чем свидетельствует хотя бы тот факт, что в обсуждение условий о поставках углеводородного сырья были включены различные ведомства, которые пытались, насколько это было возможно, выработать единую и объективную позицию Украины на газовых переговорах.
С приходом к власти Виктора Ющенко сложилась ситуация, когда посреднические структуры стали пользоваться поддержкой представителей государства, причем на самом высоком уровне. Переговорный процесс стал отличаться крайней степенью закрытости. В переговорах по газовой проблематике стали участвовать несколько доверенных лиц президента.
Мифические убытки
Информация о якобы убыточной деятельности «РосУкрЭнерго» верна и ложна одновременно. Если в расчетах исходить исключительно из контекста осуществления операции: покупка и поставка сырья в Украину, то это было неприбыльным делом. Однако если рассматривать деятельность компании в более широком контексте, учитывая ее многочисленные интересы в Украине и в Европе, то окажется, что так называемые дотации Украины, о чем не раз говорили представители «РосУкрЭнерго», осуществлялись не напрасно.
Схема продажи газа была достаточно простой и в то же время – высокодоходной. Ее смысл сводился к тому, что компания «РосУкрЭнерго» закупала центральноазиатский газ по одной цене – низкой и смешивала его с российским сырьем, приобретенным по высоким ценам. Окончательная цена газа могла быть даже выше той, по которой компания торговала в Украине. Однако, имея монопольный транзит и право экспорта, компания реализовывала газ в европейские страны по более высоким ценам. Они покрывали не только убытки от внутриукраинской торговли, но и приносили значительную прибыль.
Доходы компании можно оценить лишь приблизительно, поскольку реальная цена, по которой газ поставляется на экспорт, является коммерческой тайной и не обнародуется. Опираться можно только на официальные данные, заявления и экспертные оценки.
В 2006 году компания «РосУкрЭнерго» экспортировала в Европу 8,7 млрд. куб. м газа, стоимость которого в несколько раз превышала цену на российско-украинской границе в 95 долл. за 1 тыс. куб. м. В 2007 году объем экспорта составил уже 11 млрд. куб. м газа, а в 2008 году – около 13 млрд. куб. м. Добавим сюда сверхльготные по сравнению с европейскими тарифами условия хранения газа в украинских хранилищах, которые имела компания. Зная объемы поставок и цены на сырье, нетрудно подсчитать, что на протяжении последних лет компания ежегодно получала доход в несколько миллиардов долларов.
Очевидно, что такой бизнес вызывал зависть у многих украинских политиков и мог существовать только под прикрытием высших государственных чиновников. Нет никаких прямых доказательств участия в этом бизнесе Виктора Ющенко, о чем не раз говорили и писали украинские политики, делая ссылки на его родственников. Однако повышенное внимание к данной компании президента Украины, его заинтересованность в сохранении существующих схем поставок газа позволяют делать определенные выводы. Свидетельством мощи политического прикрытия посредника «РосУкрЭнерго» являлся тот факт, что компанию, по странному стечению обстоятельств, обходили стороной сменяющие в 2005–2008 годах правительства, а также контролирующие и проверяющие украинские органы, которые не имели права вмешиваться в деятельность компании и тем более подвергать ее проверкам. И это при том, что в Украине после оранжевой революции активно шел передел собственности.
Избирателю нужен герой
Одно из объяснений возникновения кризисной ситуации в газовой сфере 2009 года лежит на поверхности. Приближение президентской кампании, которая должна состояться на рубеже 2009–2010 годов, заставляет Юлию Тимошенко и Виктора Ющенко, имеющего рейтинг в 3–5%, искать пути для повышения своей популярности у населения. Для этого прекрасно подходит газовая тематика, где каждый из участников стремится выступить как минимум спасителем украинской экономики.
Цены на газ оказывают прямое влияние на развитие многих отраслей украинской экономики. Металлургия и химическая промышленность являются основными потребителями голубого топлива. И для президента, и для премьер-министра крайне важно продемонстрировать, кто из них больше заботится о промышленниках. Однако не меньшее влияние цена поставляемого газа оказывает на стоимость коммунальных услуг. А это уже напрямую влияет на популярность среди населения.
Политическая борьба в Украине предстанет в совершенно ином виде, если отталкиваться не от политических программ партий, которых в общем-то и нет, а от экономических интересов отдельных политических игроков, в том числе и в газовой сфере. Наиболее яркий пример – вопрос о парламентской коалиции в Верховной Раде. Президент Украины не раз выступал против коалиции на основе БЮТ и Партии регионов, обоснованно опасаясь разрушения существующих газовых схем и удаления из них посредников. А вот коалиция между Партией регионов и пропрезидентской фракцией «Наша Украина» Ющенко поддерживалась, поскольку создавала неплохой альянс, скрепленный не столько идеологией, сколько финансовыми интересами. Как известно, компания «РосУкрЭнерго» имеет немало заинтересованных лиц в Партии регионов. Так что совместное участие в газовом бизнесе могло создавать достаточно прочную коалицию.
Тимошенко наносит удар
Несмотря на сильное противодействие со стороны президента, Тимошенко последовательно добивалась устранения с газового рынка посреднической компании. Не стоит думать, что лидером БЮТ двигали исключительно альтруистические мотивы. Ее борьба против «РосУкрЭнерго» имела определенную цель: заменить компанию, близкую президенту, на своего посредника. Однако поняв, что добиться этого достаточно сложно, Тимошенко пошла на разрушение сложившихся схем в поставках российского газа в Украину. Первым ее шагом в этом направлении стал меморандум, подписанный 2 октября прошлого года, где говорилось о переходе на прямые отношения «Газпрома» и «Нафтогаза» уже с 1 января 2009 года. Сразу после подписания документа окружение Ющенко выступило с резкой критикой действий премьер-министра, а уже 9 октября появился указ о досрочных выборах в Верховную Раду. Премьер-министру удалось отбить атаку президента, вынудив его приостановить действия указа и возобновить работу украинского парламента.
Под занавес 2008 года премьер-министр Украины сделала все, чтобы добиться подписания газовых договоренностей с Россией. В этом ей противодействовал президент Украины, делая все, чтобы сорвать переговоры по поставкам газа и в конечном итоге сохранить в схеме поставок «РосУкрЭнерго». В результате председатель правления НАК «Нафтогаза» Олег Дубина вел переговоры, имея указание не подписывать контракт с Россией на условиях, ранее зафиксированных украинским премьер-министром.
В середине января 2009 года в ходе переговоров премьер-министров России и Украины было заключено новое соглашение о поставках газа, разрушившее сложившуюся систему поставок. Компания «РосУкрЭнерго» была устранена из сферы газовых отношений двух стран. Казалось бы, российско-украинское сотрудничество в газовой сфере перешло на новый этап. Однако не успела Тимошенко приехать в Киев, как ее действия вызвали резкую критику со стороны секретариата украинского президента. Это было вполне объяснимо, поскольку схемы по получению значительных финансовых средств оказались разрушены, рейтинг премьер-министра вырос, в глазах населения она выглядела политиком, который сумел разрешить газовый спор на выгодных для Украины условиях, получив 20-процентную скидку. В преддверии президентских выборов это стало сильным ударом по Ющенко.
Газовый бизнес вызывал зависть у многих украинских политиков и мог существовать только под прикрытием высших государственных чиновников. Фото Reuters |
Россия меняет правила
Российская позиция относительно газовых схем сформировалась задолго до конфликта января 2009 года. Еще в 2005 году Дмитрий Медведев, будучи первым заместителем председателя правительства РФ, заявил, что структура собственности «РосУкрЭнерго» должна быть абсолютно прозрачной и соответствовать структуре бизнеса этой компании, отметив, что оптимальным вариантом была бы ситуация, когда партнером «Газпрома» в компании стала бы государственная структура «Нафтогаз Украины». В 2008–2009 годах вопрос о структуре совместного предприятия поднимал премьер-министр Владимир Путин, который сообщил о своем предложении Ющенко напрямую участвовать компании «Нафтогаз Украины» в совместном предприятии. Однако украинская сторона упорно не хотела ничего менять, стремясь оставить все как прежде.
Изменение позиции России было продиктовано нежеланием мириться с тем, что выполнение ее газовых контрактов с европейскими странами зависит от нескольких человек, занимающихся перепродажей газа. Тем более что на протяжении двух лет в Украине все, включая президента, заявляли, что не знают, кто стоит за украинской частью «РосУкрЭнерго». Как известно, 50% акций компании принадлежало «Газпрому», еще 50% акций – CentroGas Holding AG, бенефициарами которой являлись Дмитрий Фирташ (90% акций) и Иван Фурсин (10%).
Определенную обеспокоенность у России вызывал тот факт, что практически все посреднические структуры, действовавшие в Украине и связанные с поставками газа, попадали в поле зрения американских правоохранительных органов. В апреле 2006 года Министерство юстиции США вело расследование деятельности компании «РосУкрЭнерго», а за несколько лет до этого у американских спецслужб интерес вызвала деятельность «ЮралсТрансГаза».
Часть экспертов усматривает политическую составляющую в газовом конфликте. В частности, делаются предположения о готовности России поддержать Юлию Тимошенко, которая якобы является более удобным партнером. В качестве другого объяснения приводится аргумент о намерении России через разрушение газовых схем нанести удар по Ющенко и опять-таки помочь Тимошенко поднять свой рейтинг. Подобные версии имеют право на жизнь, однако более предпочтительно выглядит экономическая версия, согласно которой для «Газпрома» предпочтительнее переход на прямые договора.
Туманные перспективы
Открытым остается вопрос относительно того, возможно ли повторение российско-украинской газовой войны и появление новых посредников. Для Украины стал нормой пересмотр ранее заключенных договоров и соглашений, отмена принятых постановлений. Президентские выборы в Украине, которые должны состояться на рубеже 2009–2010 годов, также будут подталкивать все политические силы к принятию жестких и зачастую незаконных решений.
В конце января между правительством и президентом Украины развернулась острая борьба за 11 млрд. куб. м газа, которые находились в подземных хранилищах. Президентская сторона заявляла, что газ растаможен для «РосУкрЭнерго», а правительство настаивало на его передаче «Нафтогазу». В украинском парламенте был зарегистрирован проект по созданию временной следственной комиссии «по вопросам расследования фактов коррупционной деятельности «РосУкрЭнерго» и причастности к этому должностных лиц органов государственной власти и отдельных депутатов». Так что борьба за газовый рынок внутри Украины продолжится.