Таможенные пошлины на ввозимое нефтегазовое оборудование находятся на недопустимо низком уровне, не способствующим развитию отечественного нефтегазового машиностроения.
Фото Reuters
Как известно, исполнительный директор компании Shtokman Development AG Юрий Комаров, выступая 9 декабря 2008 года в Государственной Думе, призвал установить нулевые ставки НДПИ и НДС, а также отменить экспортные пошлины для сжиженного природного газа со Штокмановского месторождения. Юрий Комаров посетовал на высокие капитальные затраты по проекту: только на первую его фазу в ценах 2006 года планируется потратить 15 млрд. долл. Руководитель Shtokman Development AG призвал также снять налоги на имущество для разработки шельфа и обнулить таможенную пошлину на ввоз оборудования, не производимого в России.
Надо сказать, что Союз производителей нефтегазового оборудования озабочен ситуацией с подрядными работами на российском шельфе. Отраслевой общественности по настоящее время неизвестны ни состав конкурсной комиссии, ни правила выбора подрядчиков. Если в пресловутых и активно критикуемых проектах по СРП была хотя бы вписана норма обязательного 70-процентного российского участия, то в Штокмановском проекте и этого нет. В свое время объявления о конкурсах операторы проектов по СРП публиковали в центральных российских СМИ. Теперь о выборе подрядчиков вообще ничего не известно. По мнению Союза производителей нефтегазового оборудования, налоговые льготы для участников Штокмановского проекта должны быть увязаны со встречными обязательствами по созданию рабочих мест в российской промышленности. Это относится не только к судостроению, но и к производству бурового и другого нефтегазового оборудования, в производстве которого наша страна все же имеет, вопреки расхожему мнению, хорошие заделы. Напомним, машиностроительное предприятие «Уралмаш – Буровое оборудование» спроектировало и изготовило 38 комплектов бурового оборудования для морского бурения нефтяных и газовых скважин. Оборудование успешно эксплуатируется на шельфе Баренцева, Охотского, Черного, Каспийского морей. Российские заводы имеют большой опыт проектирования и производства технически сложного бурового оборудования для работ на морских месторождениях. Благодаря отечественному оборудованию и российским специалистам были открыты и разведаны месторождения сахалинского шельфа, которые сегодня эксплуатируются иностранными компаниями. Значительным опытом по созданию проектов строительства скважин для шельфовых месторождений обладает Всероссийский научно-исследовательский институт буровой техники (Москва). Работы института явились основой для проектов бурения скважин на Приразломном и Штокмановском месторождениях. Высокую конкурентоспособность демонстрируют и отечественные предприятия трубной промышленности. Это подтверждают использование российских труб в проектах «Бритиш Газ», «Эни», «Шеврон» и других компаний, а также поставка российской продукции для подводной части трубопровода Варандейского месторождения.
Несмотря на это, в реализации подпрограммы «Создание оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003–2012 гг.» (ФЦП «Мировой океан») приняли участие только государственные судостроительные компании. Наиболее высокотехнологичными компонентами морских платформ являются не сами платформы (объект судостроения), а их технологическое оснащение, значительную часть которого составляет буровое оборудование. Недооценка опыта и возможностей российского нефтегазового машиностроения приводит к тому, что узлы таких комплексов приобретаются по импорту, а российские компании в лучшем случае получают заказы на латание подержанных иностранных платформ. Так, для работ на Сахалине закуплена бывшая в употреблении платформа «Моликпак», а для оснащения платформы Приразломного месторождения в Баренцевом море закупили верхнее строение платформы «Хаттон», разработанное четверть века назад. У российских предприятий есть возможности по обеспечению работ на шельфе, но из-за информационной закрытости Shtokman Development AG они фактически не знают, куда и что предлагать.
Сложная процедура
Для реализации проектов на шельфе требуется осуществление комплексных закупок сложного оборудования. Поставщиков сегодня определяют по результатам тендеров, в которых участвуют и зарубежные фирмы. Отдельному заводу, не имеющему достаточных оборотных средств, опыта работы на мировом рынке, специалистов по внешней торговле, сложно взаимодействовать с иностранными заказчиками. Российские поставщики оборудования действуют на рынке подрядных работ по СРП разрозненно, что является негативным фактором в конкурентной борьбе с инофирмами. Преодолеть такую ситуацию поможет консорциум российских предприятий, занятых изготовлением оборудования для разработки шельфа. Консорциум удобен тем, что открыт для всех предприятий вне зависимости от их масштаба, формы собственности и ведомственной принадлежности. Негативный опыт реализации проектов по СРП на Сахалине, в которых практически не принимают участия российские машиностроители, свидетельствует о серьезном кризисе с поставками отечественного оборудования для работ на шельфе. Требуется принятие действенных мер по предотвращению подобной ситуации при разработке месторождений в Баренцевом море.
Иностранные нефтегазовые компании, не знакомые с российскими предприятиями, предпочитают покупать более дорогую импортную продукцию, но у известных им фирм. В результате российские заводы лишаются заказов или осуществляют поставки в собственную страну через иностранную фирму, победившую в таком тендере.
В США, Великобритании, Норвегии и других развитых странах используются базы данных добросовестных поставщиков нефтегазового оборудования, прошедших процедуры отбора. Отечественные заводы в этих базах отсутствуют, и российскую продукцию иностранцы используют неохотно, закупая ее по ценам существенно ниже иностранных аналогов.
Выход из тупика
В последнее время ОАО «Газпром» через дочернюю компанию «Газкомплектимпэкс» при содействии Союза производителей нефтегазового оборудования проводит планомерную работу по доведению до российских промышленных предприятий процедур закупочной деятельности. В частности, организованы и успешно проводятся ежегодные семинары по закупочной деятельности ОАО «Газпром», собирающие руководителей промышленных предприятий.
Компания «Газкомплектимпэкс» поддержала создание и делегировала представителей в Координационный совет потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса. Основной задачей этой структуры является разработка и согласование унифицированных процедур организации закупочной деятельности нефтегазовых компаний, работающих на территории Российской Федерации. Координационный совет призван организовывать разработку и согласование унифицированных технических требований к основным видам закупаемой продукции и их внедрение на предприятиях.
Однако в российском нефтегазовом машиностроении очень слабо идет процесс создания совместных производств с ведущими иностранными компаниями. Существующая налоговая система стимулирует ввоз импортного оборудования, а не изготовление оборудования на территории Российской Федерации. В частности, таможенные пошлины на различные виды ввозимого нефтегазового оборудования колеблются от 5 до 10%, что является недопустимо низким уровнем, не способствующим развитию отечественного нефтегазового машиностроения.
Особенностями проектов по разработке месторождений российского шельфа являются значительный объем капиталовложений и привлечение к работам иностранных инвесторов. Российским поставщикам приходится взаимодействовать с иностранными покупателями, которые в условиях режима СРП не очень заинтересованы в снижении издержек и использовании менее дорого российского оборудования.
Такое положение дел требует вмешательства государства. Производство нефтегазового оборудования в Норвегии и Китае начало развиваться только благодаря государственной поддержке. Невиданными ранее темпами развивается производство нефтегазового оборудования в Казахстане, правительство которого проводит последовательную политику замещения импорта в сырьевом комплексе. Большую работу по развитию производства оборудования для освоения шельфа проводит руководство Ирана.