Обязательное предварительное разделение отходов перед утилизацией позволяет одни из них использовать повторно, из других – производить электроэнергию и тепло.
Фото Reuters
В ноябре на многих подъездах московских многоэтажек в Ясеневе и Теплом Стане появились предупреждения о строительстве мусоросжигательного завода (МСЗ) в районе Ясенево – Теплый Стан. Авторы призывали жильцов активно протестовать против подобного строительства. Главным аргументом противников мусоросжигалок было то, что при этой операции в воздух выбрасывается большое количество яда диоксина. Из-за того, что в печь МСЗ попадает несортированный мусор, выбросы подобных заводов содержат сильнейшие канцерогены-диоксины. Помимо онкологических заболеваний, пишут противники МСЗ, они также могут вызывать подавление иммунитета, бесплодие и врожденные патологии. Диоксины, указывают они, имеют свойство появляться в молоке кормящих матерей. Эти вещества, по оценкам сайта противников МСЗ – www.UZAO.STOPZAVOD.RU, – опасны в любых концентрациях.
Действительно, согласно постановлению правительства Москвы от 22 апреля 2008 года «О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве» в городе будет построено около 10 МСЗ. К 2015 году 3,21 млн. тонн коммунальных отходов мегаполиса планируется сжигать на девяти мусоросжигательных заводах. На эту программу из городского бюджета планируется выделить более 60 млрд. руб. По оценкам Гринписа России, если заводы будут введены в эксплуатацию, они будут дополнительно выбрасывать в атмосферный воздух тонны загрязняющих веществ, среди которых диоксины, тяжелые металлы и десятки других опасных соединений. Более того, токсичность образующихся при сжигании золы (2–3-й класс опасности) и шлака (3–4-й класс опасности) на порядок выше, чем токсичность исходных отходов (4–5-й класс опасности). Москве, однако, деваться некуда. Мусорные полигоны в Московской области уже на грани исчерпания. По мнению ряда экспертов, при нынешних темпах через три-четыре года их резерв будет попросту исчерпан. Сокращать долю утилизируемых отходов власти намерены в основном за счет увеличения объемов сжигания мусора – с нынешних 740 тыс. тонн в год до 2,2 млн. тонн. Однако беспокойство как жителей Москвы, так и экологов вызывает то обстоятельство, что московское правительство применяет устаревшие схемы утилизации отходов, ссылаясь при этом на европейский опыт.
Европейский опыт
Надо сказать, что мусоросжигание в Европе насчитывает более 10 лет. И сегодня этот процесс рассматривается прежде всего под углом зрения охраны окружающей среды. Здесь можно выделить два аспекта. Это энергетическая эффективность и снижение уровня выбросов в атмосферу. Кстати, именно эти аспекты полностью упущены московскими властями. В Европе, в частности в Дании, как следует из исследования немецкого Федерального ведомства по охране окружающей среды, МСЗ являются составной частью снабжения населения электроэнергией и теплом. Примерно 3% электроэнергии и 18% тепла дают МСЗ, которые интегрированы с начала 90-х годов прошлого века в систему электро- и теплоснабжения городов. В Голландии на свалки вывозится только около 3% отходов, поскольку в стране с 1995 года действует специальный налог на отходы, которые вывозятся на свалки. Он составляет сейчас 85 евро за тонну отходов и делает свалки экономически неэффективными. Поэтому основная масса отходов перерабатывается, а часть превращается в электроэнергию и тепло. Для Германии считается наиболее эффективным строительство промышленными предприятиями собственных ТЭЦ, использующих отходы собственного производства. Наиболее характерен такой подход для предприятий химической, бумажной и пищевой промышленности. Однако при всем при этом следует подчеркнуть, что в Европе применяется обязательное предварительное разделение отходов, что законодательно закреплено с 2005 года. В этой связи достаточно упомянуть наличие раздельных контейнеров для различных видов отходов в европейских дворах, что для Москвы пока явление немыслимое.
На сегодня в Германии создается до 8 млн. тонн отходов ежегодно, которые могут быть использованы для производства электроэнергии и тепла. Однако из этого количества находит применение только 3 млн. тонн. Но наращивание вводимых мощностей электростанций, работающих на отходах, к 2010 году эту ситуацию переломит.
Эмиссионная торговля заставляет европейцев подойти к утилизации мусора, особенно путем его сжигания, с совершенно иных позиций. Речь уже идет о стоимости снижения выбросов углекислого газа. Как показывает исследование Федерального ведомства по охране окружающей среды, в Германии для МСЗ действуют следующие нормативы – расходы по избежанию выброса 1 мг углекислого газа при использовании коммунальных отходов для производства электроэнергии составляют 40–45 евро, а при производстве тепла – 20–30 евро. В то время как эти же расходы при производстве электроэнергии солнечными батареями составляют 1 тыс. евро. Эффективность МСЗ, на которых могут производиться электроэнергия и тепло, по сравнению с некоторыми другими альтернативными источниками энергии налицо.
Новые технологии
У немецкого E.ON имеются перспективы управления всеми европейскими свалками. Карстен Штеблайн, глава не так давно созданной дочерней фирмы E.ON – Eon Energy from Waste в начале года во всеуслышание заявил, что его фирма намеревается стать ведущей в Европе по добыче энергии из городских отходов. Цель – добиться доли в 15–25% на соответствующих рынках Голландии, Люксембурга, Польши, Турции и Великобритании. Причем главное направление на сегодня представляет собой Польша, поскольку в этой стране (как и в России) мусор в основном утилизируется на свалках. А предписания ЕС предусматривают в среднесрочном аспекте запрет на подобные свалки в странах сообщества.
Eon Energy from Waste стартовала в начале апреля и, судя по интервью, опубликованному в ведущей экономической и финансовой газете Германии Handelsblatt, не собирается ограничиваться территорией Германии, да и Европы вообще. Штеблайн заявил, что к 2015 году оборот его фирмы в сфере энергетической утилизации мусора должен превысить 1 млрд. евро. На сегодня показатели этого одного из ведущих энергетических концернов Германии гораздо скромнее и составляют 260 млн. евро. Но даже при таких масштабах E.ON уже считается ведущим утилизатором мусора в Германии, опережая такие фирмы, как Remondis и MVV Energie. Его доля пока составляет 20%, и он управляет девятью мусоросжигательными заводами, которые производят 840 ГВт-ч электроэнергии и 660 ГВт-ч тепла. Еще более крупные конкуренты в Европе находятся на территории Франции.
К реализации своих планов руководство концерна подходит с немецкой основательностью. Хотя доля в 260 млн. евро играет для E.ON (оборот сейчас достигает 69 млрд. евро) не такую уж большую роль, руководство концерна сейчас явно производит переоценку этого направления. С этой целью была произведена реорганизация всей структуры концерна. Существовавшая до сих дочерняя фирма BKB была разделена, и из нее выделено направление «переработка мусора», которым и занялась вновь созданная фирма.
Надо сказать, что в Германии ситуация с утилизацией мусора радикально изменилась только в 2005 году, когда были приняты законы, запрещающие неконтролируемую свалку отходов. Только после этого бизнес на мусоре стал рентабельным. На сегодня в Германии ежегодно необходимо перерабатывать примерно 25 млн. тонн мусора, а в распоряжении имеется только 70 заводов мощностью 18,5 млн. тонн.
Однако в пресс-службе московского отделения концерна о планах градоначальников Москвы построить девять мусоросжигательных заводов по городскому периметру и по возможности оснастить их установками для получения электроэнергии и тепла ничего не слышали. И поэтому новые немецкие технологии получения энергии из городских отходов, судя по всему, до Москвы еще не добрались. Чья в этом вина – московских чиновников, которые активнейшим образом налаживают контакты даже на земельном уровне в ФРГ, или маркетологов концерна, которые увлеклись российскими газовыми месторождениями и покупками акций электроэнергетических компаний, не так уж и важно. Главное, что за повседневной суетой обе стороны проглядели важный и для Москвы, и для E.ON элемент сотрудничества.