Вполне возможно, новый, третий блок на финской станции будет построен Россией.
Фото автора
Финляндия – одна из ведущих стран ЕС, активно развивающих атомную энергетику. Доля атомной энергетики в общем энергобалансе – 28,9% (по данным МАГАТЭ, в 2007 году). По этому показателю страна Суоми занимает 16-е место в мире. В настоящее время в Финляндии работают две атомные станции – «Ловииза» и «Олкилуото».
На АЭС «Олкилуото» эксплуатируются два блока с легководными реакторами мощностью 860 МВт производства шведской компании AB Asea Atom.
1-й блок введен в эксплуатацию в 1978 году, 2-й блок – в 1980 году.
Атомную электростанцию «Ловииза», оснащенную двумя реакторами ВВЭР-440 российского производства (1-й блок эксплуатируется с 1977 года, второй – с 1980 года) и построенную на острове Хястхолмен, в 15 км от города Ловииза, можно назвать уникальной. Она считается одной из самых эффективных атомных станций в мире, возможно, поэтому сюда едут перенимать опыт атомщики из разных стран. По результатам 2007 года коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) достиг 94,58%, длительность планово-профилактического ремонта минимальна – 15 дней. Персонал двух блоков 460 человек, а одной смены всего 10. Комплексная модернизация, проведенная в 1990-х годах, повысила мощность блоков до 510 МВт и продлила срок службы АЭС до 45 лет, а также повысила безопасность станции. Контроль над безопасностью ведется постоянно с помощью 10 пунктов дозиметрического контроля – два на самой станции и еще по пять в двух- и пятикилометровой зонах вокруг АЭС. Станция имеет международный сертификат экологического менеджмента ISO 14001.
Именно на этой АЭС впервые смогли интегрировать российское и западное оборудование (в соотношении 50 на 50). В проект были внедрены контейнмент и АСУ ТП западного типа. Здесь установили ледяной конденсер производства Westinghouse, позволяющий в случае аварии быстро нейтрализовать выброс в реакторном зале. Часть компонентов АЭС проектировали и изготавливали финские компании.
Еще одной особенностью работы станции является организация ремонтов по принципу аутсорсинга. Из-за разнообразия поставленного оборудования к ремонтным кампаниям привлекаются подрядчики из России, Западной Европы (Германии, Хорватии, Испании и т.д.) и США. Всего во время ремонта на АЭС работают около 800–1000 дополнительных работников из 50–80 компаний. Например, в настоящий момент на АЭС реализуется новый масштабный проект – модернизация всей автоматики, включающая в себя перекладку кабелей. Проект должен быть закончен в 2015 году.
Ядерные отходы АЭС не нужно далеко увозить. Прямо на ее территории было сооружено подземное хранилище радиоактивных отходов. Хранилище находится на глубине 110 метров и прорублено в скальных породах, причем высота туннелей рассчитана на то, чтобы в дальнейшем захоронить отработавшие корпуса реакторов.
За поставки ядерного топлива в Финляндию для двух блоков АЭС «Ловииза» развернулась ожесточенная конкуренция между российскими и британскими фирмами. С момента ввода АЭС в эксплуатацию топливо поступало из России через ОАО «Техснабэкспорт». В 1998 году контракты были переданы на исполнение в ОАО «ТВЭЛ». В конце 1998 года был объявлен новый тендер на поставки топлива. Победу на этот раз одержала английская компания BNFL, в состав которой входила компания Westinghouse, которая с 2001 по 2006 год и поставляла топливо для первого блока. Однако в конце 2006 года российский производитель (ОАО «ТВЭЛ») вернул себе утраченные позиции, выиграв международный тендер и подписав соглашение на поставку ядерного топлива. Подписанное соглашение предусматривает поставки модифицированного уран-гадолиниевого топлива с увеличенной высотой топливного столба, более экономичного и безопасного, на оба блока АЭС «Ловииза» до конца срока их эксплуатации – 2027 и 2030 годы соответственно.
В ближайшем будущем на АЭС «Ловииза» планируется строительство нового реактора. Как отметил мэр города Ловииза Олави Калева, атомная энергетика выгодна для города, ведь благодаря налогам от станции и ее сотрудников (около 70% населения) городок находится на пятом месте в Финляндии по уровню доходов. Возможно, поэтому 60% жителей Ловиизы поддерживают строительство третьего блока. Единственное, что замедляет строительство, как объяснил Олави Калева, – многоступенчатая процедура согласования решений, которая действует в Финляндии. По оптимистическому прогнозу, документы по строительству нового блока удастся согласовать к 2012 году. В настоящее время проект строительства третьего энергоблока уже прошел экологическую экспертизу.
Вполне возможно, что этот новый блок будет построен Россией. Несмотря на то что в последнее время значительно ужесточились требования к безопасности планируемых к постройке блоков – например, контейнмент должен выдерживать падение пассажирского лайнера. «Российский проект, примененный в Тяньване, после соответствующей доводки мог бы претендовать на соответствие этим требованиям», – отметил пресс-секретарь АЭС «Ловииза» Петер Туоминен. Так что если сконцентрировать всю мощь «Атомэнергопрома» на этом проекте, вполне реально побороться за «Ловиизу-3». России вполне по силам ответить на этот вызов и тем самым достойно продолжить на редкость прагматичное и успешное российско-финское сотрудничество в ядерной сфере.
Ловииза