Норвежский институт Fridtjof Nansen (FNI) является одним из ведущих мировых экспертных фондов, занимающихся проблемами Арктики. Это независимое учреждение, ученые которого изучают в числе прочих такие проблемы, как международная экология, энергетика и политика управления ресурсом. Институт поддерживает мультидисциплинарный подход с главным акцентом на политологии, экономике и международном праве. Заместитель директора института Арилд Мое согласился ответить на вопросы «НГ-энергии», касающиеся нынешнего состояния и перспектив освоения Арктики.
– В какой степени Арктика интересна теперь в связи с падением цен на нефть для проведения исследований в области перспектив ее нефтяных и газовых ресурсов?
– Нужно различить арктические подобласти. В некоторых уже проводились значительные исследования, и их результаты находятся в стадии реализации, особенно в Баренцевом море и также в Обской губе и других заливах Баренцева моря. Если государства региона создавали благоприятные условия для проведения исследований, активность могла бы быть еще выше. К северу от Дальнего Востока и Сибири пока был проведен очень небольшой объем исследований, и нефтедобывающие компании, вероятно, не очень стремятся проводить дальнейшее изучение. Особенно ввиду высокой стоимости исследований и учитывая большую неуверенность относительно цен на сырье. Поэтому эксплуатация ресурсов вне 200-мильной зоны кажется нереалистичной на много лет вперед.
– Как влияют цены на нефть на деятельность нефтедобывающих компаний в этом регионе?
– Ясно, что цена на нефть имеет первостепенное значение. Поэтому все проекты будут пересмотрены с учетом более низкой цены на нефть. Вообще арктические углеводороды более дорогие для добычи по сравнению с другими регионами, но это не означает, что все проекты там становятся нерентабельными. Решения, принимаемые частными компаниями, также зависят от того, какие другие альтернативы арктическим проектам у них имеются.
– Как развивается ситуация в Баренцевом море?
– Из всего Арктического региона именно Баренцево море представляет собой сегодня сферу значительного интереса мировой нефтедобывающей промышленности. Континентальный шельф, как известно, разделен между Россией и Норвегией, и обе страны выполняли большой объем исследований с начала 80-х годов прошлого века. Огромные месторождения газа были обнаружены в российском секторе, но первым газ стал добываться на норвежском месторождении Snow-white. Если будут успешно осуществлены развитие и освоение гигантского месторождения газа, известного как Штокман в российском Баренцевом море, это станет офшорным газовым проектом беспрецедентного уровня и будет означать налаживание долгосрочного сотрудничества между российскими и западными компаниями. Но необходимо проведение значительно больших исследований, чтобы разобраться с потенциалом углеводородных ресурсов в Баренцевом море. В Норвегии дальнейшая активизация исследований зависит от исхода дебатов по поводу связанных с этим экологических проблем. В России на это влияют проблемы экономического развития и использования собственных поставщиков и собственной судостроительной промышленности. В обоих случаях внутренняя политика ограничивает темп развития изучения этого региона. Россия и Норвегия придерживаются различных взглядов в отношении принципа определения границ континентального шельфа. Это обстоятельство мешает проведению исследований в большом секторе в центральной части Баренцева моря. В то же время Норвегия также держит северную часть своего континентального шельфа закрытой для коммерческой деятельности. В прошлые годы, особенно в период холодной войны, интересы безопасности и военной деятельности доминировали над перспективой экономического освоения этой области. Сегодня эти проблемы рассматриваются уже под другим углом зрения. Однако они все еще представляют собой фактор, с которым приходится считаться.