Большинство жителей бразильского городка Принцесса Изабель работают на плантациях сахарного тростника, из которого изготавливают этиловый спирт, а в дальнейшем – биотопливо.
Фото Reuters
Как сообщила пресс-служба компании, бразильский нефтегазовый государственный холдинг Petrobras начал буровые работы на шельфе юго-восточного побережья страны, где имеются месторождения нефти сверхглубокого залегания. Напомним читателям, что Petrobras, согласно BBC News, в 2007–2008 годах открыл морское месторождение, в котором содержится от 5 до 8 млрд. баррелей высококачественной нефти. Нефть расположена на участке континентального шельфа протяженностью 800 км и шириной около 200 км вдоль побережья юго-востока и юга Бразилии. Главной особенностью этих месторождений является их труднодоступность – нефть залегает на глубинах от пяти до семи километров под толщей воды от одного до трех километров. Месторождение «Тупи» (Tupi) позволит Бразилии достичь объемов добычи, сравнимых с Венесуэлой и Саудовской Аравией, и стать экспортером нефти. Его потенциальный запас, по оценкам BBC News, составляет около 40% всей когда-либо обнаруженной в Бразилии нефти, а информационное агентство Bloomberg утверждает, что резервы страны могут увеличиться на 62%. Аналитики предполагают, что Бразилия может стать поставщиком нефти в США и частично снизить зависимость страны от недружественно настроенной Венесуэлы. Petrobras является крупнейшим игроком на нефтегазовом рынке Бразилии. Компания была создана в 1953 году. В настоящее время федеральному правительству принадлежит 32,2% всего капитала компании и 55,7% акций с правом голоса. В настоящее время компания контролирует свыше 95% добычи сырой нефти и 90% запасов природного газа Бразилии. Кроме того, Petrobras контролирует нефтегазотранспортную сеть Бразилии (6,4 тыс. км нефтепроводов, 2,5 тыс. км газопроводов, береговые терминалы и хранилища) и владеет 11 нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ). Однако решит ли открытие новых запасов нефти энергопроблемы Бразилии, покажет будущее.
Нетривиальный ответ на вызовы
Впервые Бразилия серьезно столкнулась с проблемами энергообеспечения 35 лет назад. Нефтяной шок 1973 года стал одним из важнейших факторов, покончивших с так называемым бразильским экономическим чудом, в период которого (1968–1974) годовые темпы прироста национальной экономики составляли 10%, а промышленного производства – 11%. С целью сократить зависимость от внешних поставок углеводородов бразильское руководство обратило внимание на имевшиеся в изобилии в стране биоресурсы. В 1975 году в Бразилии началось выполнение программы Pro Alcohol, задачей которой являлось снижение потребления бензина в качестве автомобильного топлива и замена его этиловым спиртом. Спирт смешивался с бензином на заправочных станциях при наиболее стандартном соотношении 24:76. С конца 1970-х началось производство автомобилей, приспособленных к использованию топлива с более высоким содержанием спирта. Их выпуск возрос с 3,3 тыс. в 1979 году до максимального показателя в 619,9 тыс. в 1986 году, что составило 76% всего автомобильного производства в стране. Программа Pro Alcohol дала возможность сэкономить на импорте горючего 850 млн. долл. Однако резкое падение мировых цен на нефть во второй половине 1980-х годов привело к приостановке реализации программы. В 1998 году было выпущено всего 1,2 тыс. автомобилей, приспособленных к биотопливу, или 0,8% суммарного производства в стране.
С новым взлетом нефтяных цен Бразилия вернулась к активному использованию нетрадиционных источников энергии. На этот раз речь идет об этаноле – технологически более сложном виде горючего, но в основе которого все тот же этиловый спирт, вырабатываемый из сахарного тростника. Посевы этой культуры в новом веке увеличились на 5%, парк автомобилей, рассчитанных на использование этанола, превысил 4 млн. Цена 1 литра на заправках обходится потребителю на 59% дешевле, чем 1 литр бензина. Кроме того, применение биотоплива резко сокращает объемы выбросов СО2 в атмосферу. Автору этих строк довелось побывать в Рио-де-Жанейро в феврале этого года, и он может подтвердить, что никаких признаков загазованности, не говоря уже о смоге, в городе не наблюдается.
Бразилия стала вторым в мире производителем этанола, уступая только США, где основой для топлива служит кукуруза, что обходится намного дороже. По экспорту же этанола страна превратилась в мирового лидера, успешно завоевывая самые разные рынки: от Швеции до ЮАР. В конце 2005 года бразильская компания Petrobras создала в Токио с японским партнером СП Brazil Japan Ethanol, главными задачами которого является импорт этанола из Бразилии и развитие рынка этого вида топлива в Японии. В 2007 году японские представители заявили даже о готовности заключить с Бразилией соглашение о свободной торговле, чтобы обеспечить бесперебойные поставки этанола. Хотя доступ на рынки США ограничивается высокими таможенными пошлинами, по имеющимся оценкам, туда через третьи страны поступает бразильский этанол стоимостью не менее 1 млрд. долл. в год. За 10 лет производство этанола в Бразилии намечается удвоить.
В Бразилии ускоренными темпами растет выпуск менее традиционного биологического топлива – биодизеля. Небезынтересно, что патент на один из наиболее применяемых ныне методов его производства был получен бразильским химиком Э.Паренте в 1977 году. Биодизель получается за счет переработки касторового, пальмового, подсолнечного, соевого и хлопкового масла, а также жиров животного происхождения. Первая промышленная установка по производству биодизеля заработала в марте 2005 года, ныне их число достигло 23. Его выпуск за 2005–2007 годы увеличился с 736 до 402,7 тыс. куб. м. По закону, принятому еще в начале 2005 года, с 1 января нынешнего года 2% биодизеля в обязательном порядке используется в качестве добавки к топливу, получаемому из нефти. Подсчитано, что с введением этой меры доля импорта в потреблении дизельного топлива сократится с 7 до 5%, а затраты на него – на 410 млн. долл. в год. С 2010 года доля биодизельной добавки должна возрасти до 5%, то есть быть доведена до нынешнего уровня США. Помимо решения чисто энергетических проблем развитие производства биодизеля дало возможность создать 600 тыс. дополнительных рабочих мест в сельском хозяйстве для фермеров, специализирующихся на выращивании сои, подсолнечника, хлопчатника, масличной пальмы и иных культур.
Освоение традиционных источников
Немалые усилия прилагает Бразилия и для увеличения производства нефти и природного газа. Главным игроком в нефтегазовой отрасли является компания Petrobras. В 1997 году монополия Petrobras на производственную деятельность была ликвидирована, и в нефтегазовую отрасль был допущен частный капитал. Тем не менее под контролем компании остается свыше 95% производства нефти и более 70% пробуренных разведочных скважин. Из 68 нефтегазовых полей Бразилии в 2007 году 45 разрабатывались самим Petrobras, а 14 – международными консорциумами с его участием. Характерно, что наиболее крупные открытия последних лет были сделаны именно такими консорциумами. Кстати, компания является и основным производителем в стране нетрадиционных источников энергии. В марте текущего года совет директоров Petrobras принял решение о создании специализированного филиала по производству биотоплива, в который войдут подразделения, занимающиеся как выпуском этанола, так и биодизельного топлива. На развитие этого направления компания намерена инвестировать до 2012 года 1,5 млрд. долл. Помимо производственной деятельности в самой Бразилии Petrobras осуществляет ее еще в 16 странах, из которых промышленная добыча нефти и газа ведется в восьми. В частности, свыше 1/3 извлекаемого из недр природного газа приходится ныне на зарубежные подразделения.
Природа не обделила Бразилию запасами нефти, но проблема заключается в том, что 75% их объема залегает на морском дне на глубине как минимум 400 м. Наиболее же продуктивные месторождения сосредоточены на глубинах, превосходящих 2 км. Неудивительно, что разведочные и эксплуатационные работы обходятся Бразилии намного дороже, чем большинству стран, где нефть находится на суше или на мелководье. Кроме того, основная часть освоенных к настоящему времени месторождений состоит из тяжелой нефти с повышенным содержанием серы. Специфика залегания углеводородов привела к тому, что Petrobras, во-первых, стал крупнейшим среди нефтяных компаний владельцем нефтяных буровых платформ, число которых достигло 46, а во-вторых, разработал уникальные технологии глубоководного бурения. В частности, в феврале 2008 года начато строительство первой в стране платформы, способной извлекать с больших глубин сверхтяжелую нефть со средней плотностью 12,80 API. Высокая технологическая оснащенность бразильской нефтяной промышленности, постоянное наращивание возможной глубины извлечения энергоносителей с 2 до 7 км дало возможность постоянно наращивать объемы добычи нефти. Запасы, открытые Petrobras на конец 2007 года, достаточны для добычи энергоносителей в течение 19,6 года.
В 1997 году суточное производство нефти в стране превысило 1 млн. баррелей, а в 2000 году начались ее первые поставки за рубеж. Тогда же была поставлена задача достижения самообеспеченности нефтью к 2006 году. 21 апреля указанного года президент Бразилии Л.И. Лула да Сильва официально провозгласил выполнение этой задачи. Действительно, успехи налицо: добыча нефти увеличилась за 2000–2007 годы с 451 до 639 млн. баррелей. Тем не менее говорить о самообеспеченности пока преждевременно. С 2000 года импорт нефти в физических объемах меняется мало, а в отдельные годы даже сокращается. Однако с учетом роста цен он увеличился с 4,3 млрд. долл. в 2000 году до 12 млрд. долл. по итогам минувшего года. В натуральном выражении экспорт возрос за указанный период в 3,8 раза и практически сравнялся с импортом. Стоимость же нефтяного экспорта увеличилась более чем в 56 раз, достигнув 8,9 млрд. Таким образом, за счет разницы цен на легкую и тяжелую нефть баланс остался отрицательным для Бразилии, хотя и резко сократился. Принципиально иная картина наблюдается в торговле нефтепродуктами, где в последние годы регулярно регистрируется положительное сальдо, в 2007 году превысившее 800 млн. долл. Но и с учетом этого фактора совокупное сальдо торговли энергоносителями все же складывается не в пользу Бразилии. О том, что страна не достигла самообеспеченности, свидетельствует и сохранение достаточно высокой доли импортной нефти в объемах нефтепереработки – 23% в 2007 году.
Еще более напряженно складывается ситуация с обеспечением бразильских потребностей в природном газе, хотя и в этой сфере налицо положительная долговременная динамика. С 1964 года ежегодный прирост запасов составил 7,5%, добычи – 11,4%. На конец 2007 года общие запасы газа достигли 365 млрд. куб. м, достоверные – 275 млрд. Для сравнения, в 2000 году доказанные запасы составляли 115 млрд. куб. м. Но при этом постоянно возрастает зависимость бразильской экономики от газа, импортируемого из соседней Боливии. Поставки начались в 1999 году после вступления в строй самого длинного в Южной Америке газопровода протяженностью в 3150 км, строительство которого обошлось в 2,15 млрд. долл. Импорт газа за 2000–2007 годы возрос с 2,2 до 10 млрд. куб. м, а в денежном выражении – со 184 млн. долл. до 1783 млн. долл., или без малого в 10 раз. По итогам минувшего года уже свыше половины потребляемого Бразилией газа обеспечивалось за счет импорта.
Прорыв и его последствия
Непрерывный рост производственных мощностей и совершенствование технологий разведки и добычи углеводородов дали возможность Бразилии в самое последнее время достичь ощутимого прогресса в развитии нефтегазовой промышленности. Это сделает реальной не только давнюю мечту о достижении самообеспеченности, но и выведет страну в число крупных игроков на мировом рынке традиционных энергоносителей.
С начала 2006 года Petrobras найдено 14 продуктивных месторождений углеводородов. В ноябре 2007 года компания заявила об открытии в бассейне Кампус на глубине свыше 7,1 км месторождения «Тупи» с запасами, оцениваемыми от 5 до 8 млрд. баррелей, что равно 40% запасов, открытых за всю историю Бразилии, и вполне сопоставимо с достоверными резервами Норвегии в 8,5 млрд. баррелей. После этого открытия резервы Petrobras превзошли запасы таких мировых гигантов, как Shell и Chevron. Самое же главное заключается в том, что на этот раз найдена легкая малосернистая нефть с плотностью в 28 API, пользующаяся наибольшим спросом на мировых рынках. В консорциуме, разрабатывающем месторождение, Petrobras имеет 65% участия, британская BG Group PLC – 25%, Petroleos de Portugal – 10%. После этого открытия международными экспертами Бразилия ставится в один ряд не только с крупнейшим производителем энергоносителей в Латинской Америке – Венесуэлой, но и Саудовской Аравией. В январе этого года было объявлено еще об одном месторождении – «Юпитер», расположенном всего в 37 км от первого на глубине 5,1 тыс. км и разрабатываемом совместно Petrobras, выступающим в качестве оператора, и португальской Galp Energia. На этот раз речь идет преимущественно о газовом конденсате и природном газе. Запасы нового месторождения еще не оценены даже приблизительно, но считается, что в нефтяном эквиваленте они могут быть аналогичными тем, которые содержит «Тупи».
В апреле текущего года открыто месторождение «Кариока», запасы которого, по первоначальным оценкам бразильских специалистов, могут превосходить 33 млрд. баррелей, то есть достоверные запасы США. Правда, зарубежные эксперты считают, что максимально возможный объем нового месторождения – 10 млрд. баррелей.
Пока открытие новых месторождений позитивно сказалось на финансовых сторонах деятельности ведущей бразильской нефтяной компании. За год ее рыночная капитализация увеличилась на 125,3% и достигла 242,7 млрд. долл. В списке же ведущих мировых нефтяных гигантов Petrobras за один год переместился с 11-го на 6-е место, обойдя British Petroleum и французскую Total. В ноябре прошлого и январе нынешнего года Petrobras удалось разместить на международном рынке капиталов свои обязательства на общую сумму в 1750 млрд. долл. под самый низкий в истории зарубежных корпоративных заимствований Бразилии процент – 5,6%.
Однако реальные шансы для Бразилии превратиться в экспортера энергоносителей мирового значения начнут воплощаться в жизнь еще не так скоро. Реальная отдача с месторождений, открытых за последние три года, начнется за пределами текущего десятилетия. Так, Petrobras намерен приступить к разработке «Тупи» в 2010 или 2011 году с первоначальной добычей в 100 тыс. баррелей в сутки, но потребуется еще несколько лет, чтобы полностью освоить его. К тому же для этого потребуется затратить от 25 до 60 млрд. долл. в зависимости от цен, которые сложатся на мировом рынке через пять лет. На ближайшее будущее ставится задача увеличения зарубежных закупок природного газа, уже после открытия двух гигантских месторождений между Petrobras и Shell заключено соглашение об импорте сжиженного газа.
В краткосрочном плане резкий рост запасов энергоносителей в Бразилии мало скажется на торговле ими в рамках Латинской Америки. В феврале этого года с Боливией заключено очередное соглашение о закупке 30 млн. куб. м газа в сутки, что соответствует нынешней максимальной пропускной способности газопровода, связывающего две страны. Не ставится под сомнение и проект ее увеличения до 44 млн. куб. м в день. Что же касается проектов долгосрочного сотрудничества в энергетике, то многие из них наверняка будут пересмотрены. Так, уже сейчас стало ясно, что в обозримой перспективе не суждено осуществиться самому крупному из них – «Большому южному газопроводу», который был предложен венесуэльским президентом Уго Чавесом в конце 2005 года. По трубопроводу протяженностью в 8 тыс. км планировалось транспортировать венесуэльский газ через бразильскую территорию в Аргентину, Парагвай и Уругвай. Ориентировочная стоимость проекта оценивалась как минимум в 20 млрд. долл., и, по мнению Чавеса, он мог быть осуществлен в течение 5–7 лет. Однако еще летом в 2007 году бразильские специалисты пришли к выводу, что «Большой южный газопровод» может стать реальностью лишь через 25–30 лет. После обнаружения месторождения «Тупи», которое при всех обстоятельствах будет освоено значительно раньше, проект был окончательно похоронен. Нельзя исключать, что крах амбициозного проекта столь же амбициозного венесуэльского президента не скажется на всей системе отношений Бразилии и Венесуэлы.
Открытие крупных месторождений нефти и газа в Бразилии способно повлиять и на состояние российско-бразильских отношений. Вряд ли в среднесрочной и даже долгосрочной перспективе можно предвидеть возникновение между ними конкуренции на мировых рынках энергоносителей. Если прогнозы о превращении Бразилии в мирового игрока на них и сбудутся, то логично предполагать, что главные ее устремления будут направлены на рынки, уже освоенные Petrobras, – Латинскую Америку, США и Африку. Для России же важнейшее направление – европейское. Достижение полной самообеспеченности в нефти и нефтепродуктах (что вполне реально в скором времени) не приведет к заметному сокращению объема российских поставок, до 90% состоящих из минеральных удобрений. В то же время масштабное расширение работ по освоению новых месторождений увеличивает потенциал взаимного сотрудничества в разведке, добыче и транспортировке нефти и газа. Пару лет назад «Газпром» заинтересовало участие в проекте «Большого южного газопровода», для которого компания предлагала разработать ТЭО. С исчезновением этой возможности у «Газпрома» возникает другая – участие в транспортировке газа по морскому дну от новых месторождений к побережью, где опыт работы российской компании на Черном и Балтийском морях вполне может быть востребован.