0
2901
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

11.11.2008 00:00:00

Куда дует украинский ветер

Тэги: электроэнергия, украина


электроэнергия, украина По площадям мелководных акваторий, пригодных для строительства ветровых электростанций водного базирования, Украина находится на втором месте в мире после Норвегии.
Фото Reuters

Анализ итогов выполнения постановления «О дальнейшем развитии ветроэнергетики в Украине», которое было подписано еще в марте 2007 года, показывает, что эта отрасль в Украине развивается довольно медленно.

Вывод отрасли из подчинения Министерства промышленной политики и ее передача Национальному космическому агентству Украины (НКАУ) дали лишь некоторый толчок для ее развития. Следует отметить, что в свое время именно НПО «Южмаш» пролоббировало госфинансирование ветроэнергетики. Однако до сих пор ведутся жаркие споры: от полного отрицания полезности ветроэнергетики на территории страны, будто бы бедной ветроресурсами, до оптимистических утверждений, что именно с ее помощью можно обеспечить не только все внутренние потребности, но даже и продавать излишки электроэнергии за рубеж.

Данные же научных исследований, проведенных специалистами Государственного научно-исследовательского и проектно-конструкторского Института нетрадиционной энергетики и электротехники (ГосНИИ НЭЭ) Минэнерго Украины, Государственного комитета по энергосбережению Украины и некоторых других организаций, неопровержимо доказывают, что ветропотенциал страны достаточно велик. На суше наиболее благоприятными с точки зрения использования энергии ветра являются Крым, Карпаты (Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская области, западная часть Черновицкой области), побережье Черного и Азовского морей (Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская и Донецкая области), а также Луганская область.

Площади сухопутных территорий, подходящих для сооружения ветроэнергетических объектов, оцениваются в 8–9 тыс. кв. км. На этих территориях при использовании 20–30% площадей и плотности строительства ветровых электростанций (ВЭС) в 5–8 МВт/кв. км можно разместить агрегаты мощностью 8–24 тыс. МВт и генерировать до 16–48 млрд. кВт-ч электроэнергии в год.

Гораздо большие площади для строительства ВЭС имеются на прибрежных и внутренних акваториях Украины. Так, только площади незамерзающего зимой мелководного залива Сиваш, целиком не задействованные в хозяйственном использовании, составляют 2700 кв. км. Кроме Сиваша еще большие территории акваторий с хорошим ветропотенциалом расположены на Азовском море (площадь – 60 тыс. кв. км), на Черном море (Одесская банка, площадь 10 тыс. кв. км; Каркинитский залив, площадь 25 тыс. кв. км), на приморских лиманах и водохранилищах Днепровского каскада ГЭС (суммарная площадь – около 8 тыс. кв. км). В целом же по площадям мелководных акваторий, пригодных для строительства ВЭС водного базирования, Украина находится на втором месте в мире после Норвегии.

Несмотря на выгодные условия для развития ветроэнергетики и принятие ряда законодательных актов для развития этой отрасли, ее доля в выработке электроэнергии остается весьма незначительной. Отражением сложившейся ситуации служит невнимание украинских властей к состоянию и развитию данной отрасли. Согласно Энергетической стратегии Украины, утвержденной в 2007 году, производство электроэнергии электростанциями, использующими нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, должно достигнуть 2,1 млрд. кВт-ч, что составит лишь 0,5% от прогнозированного на 2030 год общего производства электроэнергии в Украине.

По оценке экспертов Центра устойчивого развития «Роза ветров» Бориса Коробко и Алексея Онипко, хроническое отставание украинской ветроэнергетики от мирового уровня является следствием того, что вся идеология ее развития была подчинена интересам производителей оборудования для ветроэнергетики, а не собственно наращиванию потенциала ВЭС. В результате в самом начале развития отрасли в Украине было налажено производство уже устаревшей ветротехники – USW56-100. Эта установка была сконструирована в 1970 году в США, причем для уникально высокого ветропотенциала Калифорнии. В Украине же площадок с таким потенциалом ветра нет. Строительство ВЭС на морально устаревшей ветротехнике объясняется тем, что заказчиком ВЭС является государство, а производителем USW56-100 – ПО «Южмаш», интересы которого в свое время активно лоббировал прежний президент Украины Леонид Кучма.

Другой ошибкой, затормозившей развитие отрасли, по мнению президента Энергетической ассоциации Украины Василия Котко, стала неадекватная политика в тарифообразовании. Мировая практика пошла по пути введения так называемого зеленого тарифа на электроэнергию, который стал основным фактором, обеспечившим быстрое развитие возобновляемой энергетики в Западной Европе и США. Размер этого тарифа находится в диапазоне от 7 евроцентов за 1 кВт-ч в Скандинавских странах и до 8–9 евроцентов в Германии и Испании (соответствует 45–59 коп. за 1 кВт-ч). Это позволяет покрывать как текущие расходы отрасли на непосредственно производство электроэнергии, так и капитальные расходы на строительство электростанций.

Украина пошла «особым» путем. Через тариф, который в последние годы составлял 17–20 коп. за 1 кВт-ч, возмещаются только текущие расходы на производство электроэнергии. Все же капитальные расходы, связанные со строительством ВЭС, осуществляются за счет государственного бюджета. В результате введение в эксплуатацию новых мощностей ограничивается объемом бюджетного финансирования. И, кроме того, отрасль становится непривлекательной как для украинских, так и для иностранных инвесторов, поскольку доход от реализации электроэнергии не возмещает вложенных инвестиций. Как показывают расчеты: 1 кВт-ч электроэнергии на украинских ВЭС фактически в 7–9 раз дороже, чем в Европе.

Как считает генеральный конструктор предприятия «Ветроэнергетика», где создаются украинские ветроэлектроустановки, Владимир Кукушкин, возможности для развития ветроэнергетики в Украине в настоящее время небольшие. Государственного финансирования не хватает, а частный капитал для этого не привлекается. Как это ни парадоксально, но развитию ветроэнергетики в стране могут существенно помочь нынешние энергетический и экологический кризисы, которые заставляют государства искать альтернативные и экологически чистые источники энергии. И ветроэнергетика в этом сможет играть не последнюю роль.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
409
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
445
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
175
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
257

Другие новости