Снижение потерь электроэнергии при передаче – одно из главных направлений проекта.
Фото Ольги Баумгертнер
В России в рамках «Энергетического диалога Россия–ЕС» завершился проект, начатый еще в ноябре 2006 года по разработке конкретных финансовых механизмов для реализации инвестиционных проектов в области энергосбережения в трех российских регионах: Калининградской, Архангельской и Астраханской областях.
Для всех трех регионов был разработан интегрированный топливно-энергетический баланс. Они использовались в качестве основы для разработки прогнозов спроса на энергоресурсы, направленных на совершенствование проводимой в регионах экономической и энергетической политики. Анализ действующих региональных программ по энергоэффективности дал ориентиры для разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию политики в области энергоэффективности во всех трех регионах. Рекомендации были также разработаны для федерального уровня власти в России.
В каждом регионе осуществлялась определенная, специфичная для него деятельность:
– в Калининградской области по просьбе региональной администрации было осуществлено исследование функционирования системы теплоснабжения города Светлый и были разработаны решения по ее модернизации;
– в Архангельской области основное внимание было сосредоточено на жилом и общественном секторе. Было проведено исследование, направленное на дальнейшую разработку региональной программы увеличения эффективности функционирования котельных;
– в Астраханской области команда проекта изучила возможности роста энергоэффективности при производстве и передаче электроэнергии и разработала подходы к снижению потерь электроэнергии в распределительных сетях в Астрахани, которые будут использованы «Астэнерго» в своей практической работе. Существующие тарифы содержат в себе долю потерь на уровне 20%. Разработанный практический подход может быть повторен в других регионах России и использован региональными службами по формированию тарифов в качестве нового инструмента их регулирования.
Альберт Зверинг, руководитель проекта, ответил на вопросы, касающиеся реализации проекта.
– Как была поставлена задача перед вашими экспертами?
– В нашем распоряжении было три основных региона, в отношении которых предполагалось провести исследование систем энергоснабжения и разработать рекомендации по повышению его эффективности. Это Архангельск, Астрахань и Калининград. Изучение этого вопроса мы начали с Архангельска. Для Архангельска мы пытались разработать региональную программу энергетической эффективности. Дело в том, что в регионах в основном используют федеральные программы, через которые осуществляются инвестиции. А собственные ресурсы повышения эффективности энергоснабжения не используются или применяются в очень слабой степени. Наша задача состояла в том, чтобы продемонстрировать наличие значительных возможностей, которые имеются и на региональном уровне для создания эффективных программ по энергосбережению. Накопленный опыт мы предполагаем распространить на все северные регионы. В бюджетах этих регионов, как правило, недостаточно собственных средства и они зависят от субсидий. Например, в Соловках киловатт стоит в 10 с лишним раз больше, чем в Москве. Это очень дорого для небольшой общины, и она нуждается в субсидиях. Однако многое можно сделать с помощью небольших капиталовложений, которые под силу местному бюджету. Например, модернизировать имеющиеся системы теплоснабжения. Это ведь не так дорого, как изменить всю систему. Скажем, замена котлов, которые в регионе работают 40–50 и более лет, причем исключительно на угле, могла бы резко повысить эффективность. Вокруг Архангельска много лесов. Следовательно, имеется большое количество биомассы. Однако она не используется. Согласно нашей программе мы предусматривали замену дизельного топлива биомассой. Наша программа сфокусировалась на трех городах, удаленных от Архангельска на 400–500 километров, – Каменке, Мезене и Карьеполье. Задача создания региональной программы облегчается в России тем, что небольшие населенные пункты обслуживаются одной региональной энергосистемой – облэнерго. При такой системе проще работать и местным финансовым учреждениям, поскольку приходится иметь дело с одним клиентом.
Однако самая большая проблема, с которой мы столкнулись, – имеющиеся в области только оценочные данные о перспективах потреблении энергии. Нам же необходимы надежные данные.
– В чем особенности осуществления проектов в Астрахани?
– В Астрахани мы активно занимались выявлением потерь. В области в электроэнергетические тарифы были заложены 20% потерь. Технически невозможно иметь настолько большие потери. В Европе такие потери составляют максимально 4–5%. Местные эксперты нам говорили о потерях, но никто не знал, где они происходят. Мы пригласили для проведения исследования этого вопроса Армянский научно-исследовательский институт энергетики. Его специалисты еще в 1995 году провели подобное исследование в рамках республики и собрали практический опыт. Результаты были впечатляющие. При малых инвестициях, например в трансформаторы, и лучшей организации энергоснабжения можно ежегодно снижать потери на 2–3%. Местная тарифная комиссия очень заинтересовалась нашими результатами. Теперь они знают точно, где возникают потери. И задача состоит в том, чтобы довести их до чисто технических.
– Какие выводы вы можете сделать из проведенного исследования?
– Повышение энергоэффективности – это вопрос политический. На федеральном уровне имеется закон об энергетической эффективности, но он не реализуется, хотя энергоэффективность – это важный энергетический ресурс. Каждой области необходим единый энергобаланс, подобный тому, который Международное энергетическое агентство делает для отдельных стран. России надо отказаться от наследия Госплана, когда производство и потребление разверстывалось по регионам. Надо в планировании идти именно от региона, а не наоборот.
И надо отказываться от гигантских инвестиционных намерений, стремиться не заменять, но модернизировать. В этом плане показателен калининградский город Светлый. В его теплоснабжающей системе потери составляют до 60%, поскольку вся система отопления была унаследована от немцев. Городские власти хотели бы ее полностью заменить, но над планом модернизации они даже не думали. Для нее требуется другой план. Модернизация дешевле, чем замена. Но это трудно пробить из-за бюрократических препон.