Взрыв, прогремевший в ночь с 5 на 6 августа на турецком участке нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан имени Гейдара Алиева, не только остановил БТД на 20 дней, но и снизил августовские объемы добычи нефти в Азербайджане на 1,4 млн. тонн. А пятидневная (8–12 августа) война в Южной Осетии внесла коррективы в работу нефтепровода Баку–Супса и нефтяных терминалов в грузинских портах Батуми и Кулеви, транзит углеводородного сырья через которые был приостановлен. Правда, реальный нефтяной ущерб, понесенный Азербайджаном и Грузией в августе, составляет лишь несколько миллионов долларов, а более 1 млрд. долл. приходятся на упущенную выгоду. Точной оценки финансово-экономических последствий взрыва на БТД и событий в Грузии в Азербайджане до сих пор нет.
Пожалуй, единственным, кто соотнес августовские потери Азербайджана с конкретной суммой, оказался исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР) Шахмар Мовсумов, из уст которого вылетела цифра в 1 млрд. долл. Правда, глава ГНФАР тут же уточнил, что речь идет не о прямых убытках, а об упущенной выгоде, которая все равно будет получена Азербайджаном в будущем. Под упущенной Азербайджаном выгодой глава ГНФАР имел в виду стоимость нефти, которую ВР Azerbaijan могла бы добыть, но не добыла.
Дело в том, что основные (свыше 90% добычи) объемы нефти АЧГ до августовского взрыва на турецком участке нефтепровода экспортировались именно по БТД, суточная пропускная способность которого к концу 2008 года должна вырасти с нынешних 0,87 млн. баррелей до 1,2 млн. баррелей. Это, конечно, не означает, что по БТД начиная с 2009 года будет прокачиваться по 60 млн. т нефти в год. Нет, пропускная способность БТД в 1,2 млн. баррелей нефти в сутки означает, что ВР Azerbaijan всего лишь подстраховывается, для того чтобы в суммарное количество дней работы нефтепровода по нему можно было бы прокачать как минимум 50 млн. т жидких углеводородов в год. И, поскольку в августе суточные объемы добычи нефти на АЧГ превысили 820 тыс. баррелей, а БТД остановил взрыв в Турции, ВР Azerbaijan пришлось экстренно искать пути решения неожиданно возникшей проблемы добычи–экспорта. Второй идущий через территорию Грузии экспортный нефтепровод Азербайджана – Баку–Супса после 18 месяцев ремонта был введен в строй лишь в июне, и его мощности позволяли прокачивать лишь около 60 тыс. баррелей нефти в сутки. И то только до 12 августа, когда ВР Azerbaijan «в целях безопасности» вообще остановила транспортировку нефти АЧГ по нефтепроводу Баку–Супса. В ночь с 9 на 10 августа была также прекращена транспортировка нефти и нефтепродуктов Азербайджана, Казахстана и Туркменистана через территорию Грузии по железной дороге до терминалов в Батуми (владелец – государственная компания Казахстана «КазМунайГаз») и Кулеви (владелец 51% акций – ГНКАР). В результате у Азербайджана остался один-единственный экспортный маршрут – нефтепровод Баку–Новороссийск пропускной способностью 100 тыс. баррелей в сутки, экспорт нефти по которому в августе вырос с 20 тыс. баррелей в сутки (нефть ГНКАР) до более 80 тыс. баррелей в сутки (нефть ГНКАР плюс нефть АЧГ плюс газовый конденсат Шах-Дениза).
Правда, в августе ГНКАР нашла еще одну альтернативу БТД – танкерные перевозки нефти из Баку в иранский порт Нека с последующим замещением в Джаске – южном порту Исламской Республики, азербайджанской нефти нефтью иранской. Этим маршрутом ГНКАР экспортировала в августе почти 0,1 млн. т своей долевой нефти АЧГ. Таким образом, отсутствие у Азербайджана реальных транспортных альтернатив БТД заставило ВР Azerbaijan начать в августе заглушку скважин АЧГ и снижение добычи нефти на блоке до почти 60 тыс. баррелей в сутки.
О суммарных объемах падения добычи нефти на АЧГ в августе ВР Azerbaijan предпочитает не сообщать. Однако, учитывая официальные данные Госкомстата Азербайджана, можно подсчитать, что этот недобор составил 1,4 млн. т. Действительно, по данным Госкомстата Азербайджана, за январь–август на АЧГ было добыто 25,8 млн. т нефти, в то время как плановый показатель ВР Azerbaijan на этот же период составлял 27,2 млн. т. Ну а считая по августовским 114 долл. за баррель нефти, уже нетрудно выйти на рыночную стоимость недобытых 1,4 млн. т нефти АЧГ. То есть на сумму в более чем 1,1 млрд. долл., в общем-то и озвученную главой ГНФАР.
Однако реальные финансово-нефтяные потери, которые принес Азербайджану и Грузии август 2008 года, исчисляются лишь несколькими миллионами долларов.
Это, во-первых, 20 тыс. т нефти АЧГ, сгоревшей в Турции после взрыва и пожара на БТД. Их стоимость, считая по среднемировым ценам первой декады августа, составила около 13 млн. долл.
Во-вторых, это около 3 млн. долл., которые пришлось заплатить за августовскую прокачку нефти АЧГ по нефтепроводу Баку–Новороссийск.
В-третьих, Грузия не получила в августе 2008 года минимум 1,7 млн. долл. за транзит нефти АЧГ по грузинскому участку БТД. Действительно, в июле по БТД было прокачано 26,6 млн. баррелей нефти АЧГ, за что Грузия, считая по 0,12 транзитных долл. за баррель, получила 3,2 млн. долл. В августе же по БТД было прокачано лишь 12,4 млн. баррелей нефти АЧГ, которые принесли Грузии доход в 1,5 млн. долл.
В-четвертых, Азербайджан, Грузия и Казахстан упустили выгоду от приостановленных с 10 августа транспортировки по железной дороге и перевалке на терминалах в Батуми и Кулеви азербайджанских, казахстанских и туркменских жидких углеводородов. Однако ГНКАР, несмотря на то что в августе экспорт нефтепродуктов Азербайджана снизился почти на 70%, планирует, что перевалит к концу 2008 года в Кулеви все запланированные на этот год 4 млн. т жидких углеводородов. А значит, железные дороги Азербайджана и Грузии и терминал в Кулеви запланированные на 2008 год доходы все же получат. Терминал «КазМунайГаз» в Батуми не работал по причине переброски казахской нефти на внутренний рынок.
Коммерческое эхо августа 2008-го
Чтобы компенсировать до конца года упущенную выгоду августа 2008-го, время у Азербайджана еще есть. Правда, в компании ВР Azerbaijan нам сообщили, что плановые показатели года могут не совпасть с реальными объемами добычи на АЧГ. Вероятнее всего так и будет, и АЧГ даст в текущем году Азербайджану и участникам «контракта века» лишь около 40 млн. т нефти. В ВР Azerbaijan нам, кстати, заявили, что ситуация настолько динамична, что компания впервые за 11 лет отказалась от каких-либо текущих прогнозов по добыче.
Мотивирована такая позиция форс-мажорами не только августа, но и сентября. Увы, но в сентябре была аварийно остановлена добыча нефти и попутного нефтяного газа с добывающей платформы Центрального Азери (ЦА). Причина экстренной остановки платформы – газ, обнаруженный специальными датчиками в воде вокруг опор платформы месторождения ЦА. Как следствие, добыча нефти в рамках проекта АЧГ вновь снижена. На этот раз, во-первых, на более чем 240 тыс. баррелей нефти в сутки, которые давала платформа ЦА до газового форс-мажора сентября. Во-вторых, добыча углеводородов была также приостановлена и на платформе Западного Азери (ЗА), так как добываемые здесь нефть и попутный газ транспортируются на берег через остановленную платформу ЦА. Поэтому, учитывая, что добыча на ЗА к сентябрю достигла 235 тыс. баррелей в сутки, суммарно проект АЧГ недобирает уже 475 тыс. баррелей в сутки. А это почти 57% всей добычи нефти проекта АЧГ.
Кроме того, любопытная ситуация начала складываться вокруг БТД. Дело в том, что Азербайджан планирует продолжить экспорт своей нефти на север Ирана (в порт Нека), начатый в августе. На юге же Ирана, в порту Джаск, Азербайджан становится собственником эквивалентного количества нефти. Ну а отсюда, минуя Оманский залив, она может доставляться в Индию, Китай, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Такой транспортный маршрут для Азербайджана коммерчески выгоднее, чем экспорт нефти, предназначенной для потребителей АТР, осуществляемый по БТД. Связано это с сокращением и длины маршрута, и суммарной стоимости транспортировки (в частности, из Баку в Неку танкерами – около 10 долл. за тонну, из Баку в Джейхан по трубе – более 20 долл. за тонну). Поэтому не исключено, что в 2009 году, как об этом заявляют в Тегеране, экспорт нефти Азербайджана в Иран вырастет до 200 тыс. баррелей в сутки (10 млн. т в год). А это значит, что в будущем году БТД может недосчитаться 200 тыс. баррелей нефти АЧГ в сутки, а казна Грузии – транзитных 24 тыс. долл. в день (8,4 млн. долл. в год).
Баку