0
1991
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.09.2008 00:00:00

Как привлечь частного инвестора

Тэги: инвестор, деньги, электроэнергия, еэс


Еще в конце 90-х годов выяснилось, что в стране нет подходящих инструментов, стимулирующих энергетическое строительство. После ликвидации естественного монополиста РАО «ЕЭС России» в электроэнергетику страны начинают вкладываться достаточно солидные деньги частных инвесторов (не говоря о государственных инвестициях). В отрасль пришел почти 1 трлн. руб. частных инвестиций. Всего же до 2010 года общий объем ассигнований, направляемых на развитие отечественной электроэнергетики, должен, согласно прогнозам, достигнуть 4,4 трлн. руб., причем из государственного бюджета будет выделено не более 200 млрд. руб.

В итоге уже строятся генерирующие мощности, развиваются сети, по-новому структурируется сбытовая деятельность. Уже сформировался оптовый рынок электроэнергии, который к 2011 году, как предполагается, должен быть полностью либерализован. Уже созданы современные инструменты развития единой энергосистемы России, и одним из важнейших инструментов, без сомнения, призван стать рынок мощности, введенный постановлением правительства РФ с 1 июля 2008 года. Данный механизм обеспечит инвесторам возможность вернуть или возместить средства, направленные на строительство новой генерации. Потребителям рынок практически гарантирует наличие необходимого объема поставок в любой момент времени.

Основу функционирования рынка мощности составляет процедура конкурентного отбора, выявляющая спрос на мощность и возможности его покрытия с учетом необходимого резервирования.

Острая потребность в генерирующих мощностях

Не секрет, что для нашей страны проблема ввода новых генерирующих мощностей крайне актуальна. Бурное развитие экономики, рост промышленного производства и явное отставание внедрения энергосберегающих технологий обусловливают постоянную потребность в увеличении выработки электроэнергии. Рост энергопотребления в некоторых регионах уже превысили прогнозы, заложенные в Стратегии развития РФ до 2020 года. К примеру, в Ханты-Мансийском АО потребление электроэнергии за последние шесть лет выросло в 1,8 раза, и это далеко не самый экономически активный регион.

Новые средства на развитие электроэнергетики должны поступить в первую очередь от частных инвесторов. Однако имеется ряд существенных препятствий для их привлечения в столь необходимых объемах. Конечно, недавние внешнеполитические события сыграли свою негативную роль, вызвав отток средств иностранных инвесторов. Но главным являются все-таки чисто экономические факторы. Дело в том, что цена электроэнергии на свободном рынке пока не является достаточным стимулом для вложений в строительство новой генерации. К тому же в отрасли сложилась ситуация, когда поставщики электроэнергии больше заинтересованы в поддержании имеющихся генерирующих мощностей в рабочем состоянии, нежели в создании резервов. В то же время потребители электроэнергии нуждаются в увеличении выработки, поскольку это позволит им избежать возможных ограничений в энергоснабжении и обеспечит энергетическую базу для развития. Исходя из указанных предпосылок основной задачей рынка мощности можно считать экономическую стимуляцию процессов поддержания существующей и сооружения новой генерации. Суть этого сводится к следующему: поставщик мощности на рынок обязан гарантировать постоянную готовность оборудования к производству электроэнергии, подтверждая либо нахождение его в работе, либо способность включиться в нее в любой момент по команде системного оператора. Владелец действующего объекта генерации должен обеспечить своевременное пополнение запасов топлива, а также соблюдение всех требований к качеству поставляемой мощности. Невыполнение обязательных требований означает, что поставщик фактически не предоставил мощность, и размер ее оплаты должен быть снижен.

Механизм взаимоотношений продавца и покупателя мощности выстроен детально: в пределах доли либерализации рынка часть мощности любого объекта генерации может быть продана потребителю по свободной цене в рамках двустороннего договора, остальная часть продается по регулируемым тарифам. В свою очередь, потребитель, приобретающий электроэнергию на оптовом рынке, обязан купить мощность по свободной цене с учетом доли либерализации рынка в объеме, равном своему годовому максимуму потребления, умноженному на коэффициент резервирования. При этом потребитель может покупать «либерализованный» объем мощности как по двустороннему договору, так и у коммерческого оператора. Оставшуюся часть мощности потребитель приобретает по установленным тарифам.

Составляющая системного оператора

Ключевая роль в организации работы рынка мощности принадлежит системному оператору (ОАО «СО ЕЭС»). Это связано с тем, что именно на системного оператора законодательно возложены обязанности по обеспечению надежного функционирования и развития Единой энергетической системы страны. Одним из важнейших условий выполнения этих обязанностей является наличие необходимого объема генерирующих мощностей, включая резерв.

Перед началом каждого года, до 10 декабря, ОАО «СО ЕЭС» проводит процедуру конкурентного отбора мощности (КОМ). В 2008 году отбор состоялся по временному регламенту в отношении действующих и планируемых к вводу электростанций, которые включены Федеральной службой по тарифам в сводный прогнозный баланс на 2008 год.

В ценовой заявке среди прочего требовалось указать объем мощности, не превышающий максимальный объем располагаемой генерации, подтвержденный сводным прогнозным балансом; размер ежемесячной платы за единицу мощности и планируемую дату ввода или вывода генерирующего оборудования.

Системный оператор 24 июля 2008 года в соответствии с правилами оптового рынка завершил прием ценовых заявок и осуществил все предусмотренные регламентами процедуры КОМ, затем результаты отбора были переданы администратору торговой системы.

Ценовые заявки были поданы по 336 электростанциям страны. Участие в КОМ приняли все генерирующие компании – субъекты оптового рынка электроэнергии. Объемы отобранной мощности в целом по ЕЭС России колеблются с июля по декабрь в диапазоне от 170 880 МВт (минимум – июль) до 171 210 МВт (максимум – ноябрь). Отобранная мощность АЭС в этом объеме составляет 23 091 МВт, а ГЭС – 32 193 МВт.

Важно отметить, что принять участие в КОМ может как уже работающая станция, так и генерация, запланированная к включению в течение соответствующего года. Интересно, что результаты КОМ непосредственно не формируют рыночную цену на мощность. Поставщик продает мощность на бирже или по двустороннему договору с потребителем по согласованной ими цене, и только при невозможности продать свою мощность самостоятельно поставщики в отношении объектов, отобранных по результатам КОМ, имеют право потребовать оплату мощности по заявленной цене.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
614
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2547
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1486
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
661

Другие новости