К 2018 году добыча нефти на старых месторождениях ГНКАР и оншорных ОК и СП может снизиться до 6,5–7 млн. т в год.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
К 2018 году Азербайджан планирует, закрыв свои старые нефтеперерабатывающие мощности в Баку и нефтехимические в Сумгаите, открыть в районе поселка Сангачалы НПЗ мощностью до 15 млн. т нефти в год и новый нефтехимический комплекс. Создание НПЗ мощностью 10 млн. т нефти в год Азербайджан начал в 2008 году и в Турции близ Джейхана, на котором планируется перерабатывать нефть республики, а в перспективе нефть Ирака.
НПЗ Баку демонтируют
По заявлению президента Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Ровнага Абдуллаева, в течение 10 ближайших лет два НПЗ республики, входящие в систему ГНКАР, должны быть остановлены и демонтированы. А произойдет это после того, как в районе Сангачалов будет завершено строительство нового нефтеперерабатывающего комплекса.
Формальных причин для ликвидации НПЗ в столичном Баку две. Во-первых, ухудшение городской экологии. Во-вторых, срок эксплуатации основного технологического оборудования действующих НПЗ Баку к 2018 году заметно превысит критический рубеж. Кроме того, перерабатывать на старых НПЗ Баку высококачественную нефть Каспия и получать в результате неконкурентоспособные на европейском рынке нефтепродукты – в общем-то экономический нонсенс, о котором не раз заявлял министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев.
Перспективы НПЗ
Действительно, рост добычи жидких углеводородов в Азербайджане (в 2006 году – 32,3 млн. т, в 2007 году – 42,6 млн. т, прогноз на 2008 год – 52,5 млн. т) не оказал принципиального влияния на загрузку мощностей Бакинского НПЗ им. Г.Алиева и НПЗ Azneftyagh. Имея относительно «новые» ЭЛОУ-АВТ на суммарные 18 млн. т нефти в год, БНПЗ (глубина переработки не превышает 65%) и НПЗ Azneftyagh (глубина переработки – 62%) смогли переработать в 2007 году лишь 7,5 млн. т нефти, произведя при этом 7,1 млн. т нефтепродуктов.
В дальнейшем ситуация с поставками на НПЗ Азербайджана исходного нефтяного сырья республики вряд ли изменится, так как вся нефть, добываемая в рамках международного проекта Азери–Чираг–Гюнешли (в 2009 году проект АЧГ должен выйти на проектный максимум в 1 млн. баррелей нефти в сутки), экспортируется. Экспортируется также газоконденсат, добываемый в рамках Стадии 1 проекта Шах-Дениз (в 2007 году – 0,8 млн. т, прогноз на 2008 год – 1,9 млн. т, в 2009 году должен быть достигнут проектный максимум добычи в 2 млн. т в год). Таким образом, на НПЗ Азербайджана может поставляться лишь нефть, добываемая самой ГНКАР, оншорными операционными компаниями (ОК) и совместными предприятиями (СП). В 2007 году ГНКАР, оншорные ОК и СП добыли 8,8 млн. т жидких углеводородов, прогноз на 2008 год – 8,7 млн. т, из которых на НПЗ планируется отправить 7,6 млн. т. Однако на старых месторождениях ГНКАР и оншорных ОК и СП наблюдается стабильное падение добычи. В результате к 2018 году добыча нефти в этих структурах может снизиться до 6,5–7 млн. т в год. Как следствие, производство нефтепродуктов на НПЗ Баку к 2018 году даже в идеале, то есть при нулевом экспорте нефти ГНКАР, оншорных ОК и СП, вряд ли выйдет за объемы 6,5 млн. т в год.
Что касается качественных показателей выпускаемых в Азербайджане нефтепродуктов, то, как заявил «НГ-энергии» глава Минпромэнерго Н.Алиев, европейским стандартам отвечает пока лишь дизельное топливо республики. Хотя Государственная программа развития энергетического сектора Азербайджана предусматривает доведение к 2015 году выпускаемой на НПЗ Баку продукции до европейских стандартов.
Пока же, при всех технологических и сырьевых проблемах, старые НПЗ Азербайджана удовлетворяют все основные потребности топливного рынка республики. (Исключение составляют лишь моторные масла: около 30% внутреннего потребления масел – свыше 10 тыс. т в год – республика обеспечивает за счет импорта.) Так, в 2007 году в Азербайджане было произведено 7,1 млн. т нефтепродуктов (на 7,3% больше, чем в 2006 году). В том числе 2,85 млн. т мазута, 2,1 млн. т дизельного топлива, 1,13 млн. т автомобильного бензина, 793 тыс. т керосина, 183 тыс. т нефтяного битума.
При этом на внутреннем рынке были востребованы 4,1 млн. т нефтепродуктов (57% от объема производства), или на 1,8% меньше, чем в 2006 году. В частности, в самой республике были реализованы 1,89 млн. т мазута, 714 тыс. т дизельного топлива, 775 тыс. т автомобильного бензина, 467 тыс. т авиационного керосина, 160 тыс. т нефтяного битума, 25,6 тыс. т смазочных масел. Экспортировал же Азербайджан в 2007 году 2,89 млн. т нефтепродуктов (на 1,2% меньше, чем в 2006 году) на сумму почти в 1,67 млрд. долл. В результате на 31 декабря 2007 года на НПЗ Азербайджана остались 215 тыс. т нереализованных нефтепродуктов (3% от объема годового производства).
На горизонте – светлое будущее?
Таким образом, судьба старых НПЗ Баку предрешена: из их оборудования ГНКАР выжмет в ближайшие годы все, что можно – «до последней капли бензина». После чего старые НПЗ Баку будут демонтированы.
В новейший же период истории нефтепереработки Азербайджана ГНКАР намерена вписать две славные страницы.
Во-первых, построить НПЗ близ турецкого Джейхана, на котором планируется перерабатывать нефть проекта АЧГ, поступающую в Турцию по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (проектная мощность БТД – 50 млн. т нефти в год). Начать реализацию этого проекта стоимостью в 4 млрд. долл. совместная SOCAR & Turcas Enerji A.S., учрежденная в декабре 2006 года ГНКАР и турецкой компанией Turcas, планирует в конце 2008 года. На НПЗ в Джейхане планируется перерабатывать до 15 млн. т нефти в год. Полученные же в Джейхане из нефти АЧГ бензин, керосин, дизтопливо и другие конкурентоспособные нефтепродукты будут реализовываться в Турции и странах Европы. Другими словами, НПЗ в Джейхане решит сразу несколько проблем старых НПЗ Баку: на нем будет установлено современное оборудование, оно будет на 100% загружено сырьем, а полученная продукция будет отвечать европейским стандартам. Кроме того, «транспортное плечо» до Европы (считая от Баку) будет сокращено почти на 1800 км.
Во-вторых, к 2018 году ГНКАР намерена построить к югу от Баку близ Сангачалов современный НПЗ, отвечающий, как заявил Р.Абдуллаев, «международным стандартам и высокому экологическому уровню». Это потребует еще около 4 млрд. долл. и 15 млн. т нефти в год. Однако у этого проекта есть одна существенная деталь: оборудование нового НПЗ будет ориентировано на переработку не легкой нефти марки Azeri Light, добываемой на АЧГ, а тяжелой сернистой нефти Казахстана.
Ориентация грядущего НПЗ Азербайджана на нефть Казахстана, в общем-то, логична. Дело в том, что к 2018 году добыча нефти на АЧГ снизится до 35–40 млн. т в год. Добыча нефти на старых месторождениях ГНКАР, оншорных ОК и СП также упадет до 6,5–7 млн. т в год. Правда, еще до 4 млн. т газоконденсата в год планируется добывать в рамках Стадий 1 и 2 проекта Шах-Дениз. Таким образом, к 2018 году объемы добычи жидких углеводородов составят в Азербайджане 45–50 млн. т в год, которых не хватит даже для заполнения экспортных труб БТД и Баку–Супсы (в сумме – 56,5 млн. т нефти в год). Кроме того, рядом с новым НПЗ близ Сангачалов ГНКАР планирует построить еще и новый нефтехимический комплекс, одним из источников сырья для которого должна стать сера, полученная в результате переработки в Азербайджане нефти Казахстана. Вместе с турецким нефтехимическим комплексом Petkim, 51% акций которого в конце 2007 года приобрел за 2,04 млрд. долл. альянс Socar-Turcas-Injaz, нефтехимический комплекс близ Сангачалов должен заменить нефтяную химию Сумгаита – технологически старую, неконкурентоспособную и просто очень опасную для окружающей среды.
В контексте этих сангачальских проектов (НПЗ и нефтехимический комплекс) следует также рассматривать железнодорожный проект Баку–Тбилиси–Карс. Первые эшелоны по этому маршруту, ориентированному на перевозку до 10 млн. т грузов в год, должны пройти уже в конце 2011 года, и в ГНКАР не скрывают, что собираются экспортировать по этой магистрали в Турцию и Европу свои нефтепродукты, а после 2018 года и продукцию обновленной нефтехимической промышленности Азербайджана.
Для реализации этих масштабных планов у Азербайджана есть и средства, и исходное сырье, и танкеры, способные доставлять нефть Казахстана в Сангачалы (40 нефтеналивных судов, способных перевозить свыше 20 млн. т нефти в год). Для их приемки в тех же Сангачалах уже строится терминал, который в 2009 году сможет обеспечить перевалку 5 млн. т нефти в год. А в перспективе, если Баку и Астана подпишут соответствующие договоры, и до 50 млн. т нефти в год.
Ну а поскольку к 2025 году добыча нефти на АЧГ упадет, по прогнозам британской ВР, до 5 млн. т в год, которых явно не хватит даже для НПЗ ГНКАР в Джейхане, дефицит сырья этому предприятию Азербайджана после 2020 года должна будет заменить нефть Ирака.
Баку