Дальний край всегда представляется богаче и насыщеннее, чем более близкая перспектива.
Евгений Савченко. "За морями, за долами". Картина из коллекции художника
Ресурсная база Восточной Сибири и Дальнего Востока колоссальна, но запасы углеводородов располагаются на территории этих регионов крайне неравномерно. К примеру, на Камчатке открыто несколько небольших газовых месторождений, в Хабаровском крае лишь одно – Адниканское, а в Приморском крае промышленных запасов голубого топлива вообще не обнаружено. Между тем в Иркутской области, Красноярском крае, Якутии и на шельфе Сахалина достаточно давно выявлены крупные запасы углеводородов, которые могли бы обеспечить значительное число потенциальных потребителей восточных регионов нашей страны. Однако до сих пор этого не произошло – проекты разработки уже запущенных в эксплуатацию месторождений были изначально ориентированы на экспорт, а другие залежи пока не готовы к промышленному освоению.
Такая ситуация стала тормозом для социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, а вместе с тем и России в целом. Дело в том, что энергообеспечение данных регионов базируется на дорогом привозном топливе – мазуте, дизеле и угле, которое к тому же требует дополнительных расходов на доставку, хранение и обслуживание. Естественно, что и цены на электрическую и тепловую энергию оказываются здесь значительно выше, чем в других областях страны.
Проблема замещения газом дорогостоящего привозного топлива стоит для Камчатки даже более остро, чем для других регионов восточной России. Поэтому работа по газификации полуострова началась сразу же, как только на его западном побережье было выявлено четыре газоконденсатных месторождения – Кшукское, Нижне-Квакчикское, Средне-Кунжикское и Северо-Колпаковское. Объемы запасов этих структур по категории С1 и С2 превышают 20 млрд. куб. м, что вполне достаточно для начала газификации полуострова. Освоением открытых ресурсов было поручено заниматься специально созданному в 1998 году для реализации проекта «Газоснабжение Камчатской области» государственному предприятию «Камчатгазпром», которое и стало обладателем соответствующих лицензий на пользование недрами.
Наиболее разведанное из перечисленных месторождений – Кшукское – было запущено в опытно-промышленную эксплуатацию в 1999 году. На нем было пробурено две скважины, одна из которых добывающая – она обеспечивает газом два прибрежных поселка. Между тем первый этап газификации Камчатки предполагал строительство газопровода мощностью 300 млн. куб. м в год и протяженностью около 420 км от Кшукского месторождения через поселок Соболево до Петропавловска-Камчатского. Он должен был пройти через важные в региональном масштабе населенные и промышленные центры. Реализация проекта позволила бы заместить дорогостоящее привозное топливо: 570 тыс. т мазута, 160 тыс. т угля и 8 тыс. т дизеля в год, а также как минимум на треть снизить стоимость электрической и тепловой энергии, которая в регионе остается одной из самых высоких в России.
Вывод Кшукского месторождения на максимальный уровень добычи позволил бы заполнить газопровод чуть более чем на половину, поэтому для реализации проекта было необходимо разрабатывать другие – наиболее подготовленным для этого было Нижне-Квакчикское. Дальнейшая газификация предполагала подключение к создаваемой системе двух оставшихся месторождений, а в перспективе – освоение еще пяти перспективных площадей на западном побережье Камчатки: Восточно-Кунжикской, Пошновской, Приохотской, Схикийской и Схумочской (все они остаются в нераспределенном фонде).
Однако газопровод так и не был построен, а разработка месторождений остановилась на первоначальном этапе. Так, на Кшукском до сих пор действует одна добывающая скважина, а на Нижне-Квакчикском еще даже не проводилось бурение. Несмотря на то что эти месторождения считаются наиболее подготовленными к освоению, они остаются не только недостаточно разведанными, но и не обустроенными. Здесь практически полностью отсутствует инфраструктура, необходимая для их разработки: причалы, хранилища материалов и оборудования, базы бурения, межпромысловые дороги и т.д.
Таким образом, проект «Газоснабжение Камчатской области» провалился. Нужно отметить, что такой исход дела можно было предвидеть изначально, ведь все прежние участники проекта без исключения преследовали свои «локальные» цели и не имели глобального видения ситуации.
Строительство газопровода Соболево–Петропавловск-Камчатский началось в конце 2000 года – его осуществляла чешская компания PlinostaV. Почему был выбран именно этот подрядчик, догадаться нетрудно – первые 30 млн. долл. под реализацию проекта выдал Ceskoslovenska obhodni bank. Но уже в следующем году начались проблемы – на тот момент было сварено и уложено в траншею в общей сложности 96,64 км газопровода без замыкания в нитку, а вдоль трассы и на складских площадках осталось лежать труб еще на 169,5 км. Причина этого проста – «Камчатгазпром» не смог обеспечить финансирование проекта. Поэтому в 2001 году ответственным за газификацию Камчатки была назначена государственная нефтяная компания «Роснефть» – именно она поставляла «дорогое привозное топливо» для электростанций региона. Однако ситуация не сдвинулась с «мертвой точки», а в 2003 году «Роснефть» направила в правительство документ, в котором представила обоснование экономической нецелесообразности разработки упомянутых небольших месторождений, строительства газопровода и газификации полуострова. Компания подписалась под тем, что не готова заниматься реализацией «в чистом виде социального проекта».
Теоретически представители «Роснефти» были абсолютно правы. Центральная часть полуострова неперспективна для поиска и разведки углеводородов. Но побережье Камчатки в этом плане весьма интересно как на западе, так и на востоке. Суммарные «сухопутные» запасы газа полуострова оцениваются в пределах 70–100 млрд. куб. м. Здесь можно открыть только мелкие месторождения, но их рациональное освоение способно обеспечить голубым топливом, по крайней мере на какое-то время, не только потребителей Камчатки, но и соседних регионов. Однако затраты на такую газификацию будут достаточно велики, а быстро окупить их из-за низких цен на голубое топливо на внутреннем рынке будет очень непросто.
К тому же «сухопутных» запасов газа полуострова хватит ненадолго. Если говорить о четырех уже открытых камчатских месторождениях, то они смогут закрыть потребности региона на 5–7 лет. Новые «сухопутные» ресурсы газа несколько продлят этот срок, но для полноценной реализации проекта нужна более серьезная база, которая позволит решить вопрос обеспечения топливом на долгосрочную перспективу. Главные надежды здесь связываются с освоением прикамчатского шельфа, ресурсы которого способны не только закрыть потребности внутреннего рынка, но и начать экспортные поставки.
Именно потенциальные экспортные потоки, судя по всему, больше всего и заинтересовали «Роснефть». Компания, «открестившись» от «в чистом виде социального проекта», бросила все свои силы на освоение морских недр. В том же 2003 году «Роснефть» в жесткой конкуренции с ЮКОСом получила лицензию на разведку самого перспективного участка Западно-Камчатского шельфа. А в 2006-м переоформила ее на ООО «Камчатнефтегаз», 40% которого принадлежит консорциуму корейских компаний. Правда, «шельфовая» активность нефтяной компании так до сих пор и не дала никаких конкретных результатов.
После отказа «Роснефти» от «сухопутных» ресурсов газа Камчатки интерес к «чисто социальному проекту» вновь проявили чехи – в 2005 году Pe GAZ International предложила достроить газопровод за свои средства, а взамен просила 20% акций «Камчатгазпрома». Однако иностранная компания в проект не попала. А к 2007 году новым ответственным за его реализацию стало РАО «ЕЭС России», которое контролирует камчатские электроэнергетические мощности, работающие на привозном мазуте. Впрочем, и здесь ситуация не изменилась. Поэтому в конце прошлого года в нее был вынужден вмешаться лично российский президент Владимир Путин, передавший камчатскую «эстафету» «Газпрому».
Первый этап газификации Камчатки «Газпром» должен завершить уже в 2010 году. Таким образом, компания планирует построить и наполнить газопровод Соболево–Петропавловск-Камчатский, сооружение которого безуспешно ведется уже почти 8 лет, в течение менее чем двух лет. Активная разработка «сухопутных» месторождений полуострова позволит начать поставки газа потребителям Камчатки, Чукотки и в Магаданской области. Ожидается, что потребности в голубом топливе здесь будут составлять к 2030 году не менее 5 млрд. куб. м в год. Однако в дальнейшем удовлетворение спроса в регионе будет невозможно без подключения к создаваемой системе дополнительных месторождений. Единственным вариантом решить данную проблему остается освоение прикамчатского шельфа.
Его западная часть наиболее изучена, но абсолютно не подготовлена к разработке. Здесь пока не проводилось бурение, а поэтому его перспективность (ресурсы газа оцениваются чуть меньше чем в 4 трлн. куб. м) все еще предстоит доказать. Ожидается, что порядка 70% углеводородного потенциала шельфа Западной Камчатки будет составлять именно газ, остальное – нефть и газоконденсат. Главные перспективы связаны с Западно-Камчатским участком, лицензия на изучение которого находится в распоряжении «Роснефти». Насколько эффективной будет здесь работа нефтяной компании – можно только догадываться. Но, если учесть уже имеющийся опыт камчатской «эстафеты» на суше, не исключено, что эта ситуация повторится и на шельфе. Однако времени терять нельзя: подготовка ресурсной базы – процесс не только дорогостоящий, но и весьма длительный. Поэтому для бесперебойной подачи газа потребителям региона начинать разведку и обустройство новых месторождений нужно уже сегодня. В настоящее время рассматривается возможность заняться поиском газа на других площадях прикамчатского шельфа, например, Шелиховской – она расположена значительно севернее, соответственно работа на ней будет связана с дополнительными расходами из-за более сложных погодных, геологических и экологических условий. Очень перспективным выглядит и Восточно-Камчатский шельф, но его изучение придется начинать практически с нуля.