Российские власти выступили с целым рядом инициатив, способных оказать положительное влияние на экономику страны. Среди них – повышение уровня использования попутного нефтяного газа (ПНГ), создание условий для развития малого бизнеса и сельского хозяйства. Так или иначе, но все это связано с рынком сжиженного углеводородного газа (СУГ, пропан-бутан). Достаточно сказать, что СУГ является продуктом переработки ПНГ, большая часть розничного рынка контролируется мелкими частными предприятиями, а кроме того, пропан-бутан остается наиболее доступным видом топлива – его стоимость в два раза ниже цены на дизель и автобензин марки Аи-80. Это крайне важно для владельцев персонального и муниципального автотранспорта, но в первую очередь для сельхозпредприятий, использующих специальную технику в период посевных и уборочных работ. Однако сегодня в нашей стране создалась ситуация, которая отнюдь не способствует развитию рынка СУГ, что блокирует решение задач, поставленных правительством и президентом России перед чиновниками и хозяйствующими субъектами.
Благо или наказание
Проблемы у розничных продавцов сжиженного газа начались еще в прошлом году, а касались они порядка уплаты Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с автогазозаправочных станций (АГЗС) и многотопливных автозаправочных станций (МАЗС). «Вмененка» – это льготный режим, который может применяться мелкими предпринимателями наряду с общей системой налогообложения. Этот режим должен был стать большим благом для торговцев. Но из-за неправильного его применения он превратился в наказание. Важно отметить, что в мировой практике ЕНВД не только упрощает работу предпринимателей, но и улучшает администрирование налогообложения. Например, достаточно сложно контролировать продажи крупных вещевых, строительных и продуктовых рынков, торговых комплексов, обороты маршрутных такси, автомоек. Применение вмененного налога решает эту проблему. Рассчитывается базовая доходность конкретной торговой точки и умножается на количество таких мест или площадь, где осуществляется реализация товаров. Ставка ЕНВД составляет 15% общей суммы дохода, а субъекты Федерации имеют право вводить понижающий или повышающий коэффициенты, корректирующие величину базовой доходности в зависимости от условий ведения, а соответственно успешности результатов предпринимательской деятельности. При этом в НК прописаны ограничения применения ЕНВД. В частности, этот режим нельзя задействовать крупным предприятиям, скажем, если площадь магазина превышает 150 м (только та, где ведутся продажи, исключая уборные, склады, раздевалки для персонала и т.д.), а парк грузового автотранспорта составляет более двадцати единиц. Крупные компании, такие, например, как «Газпром» и «СИБУР Холдинг», вообще не могут использовать данный налоговый режим. Механизм использования ЕНВД в Налоговом кодексе прописан очень разумно, по аналогии с цивилизованными странами, он понятен и прост. Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход, величина которого рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Например, в маршрутном такси ЕНВД определяется по количеству посадочных мест. В магазинах система несколько другая – расчет данного налога ведется исходя из площади торгового павильона, где известен показатель базовой доходности каждого квадратного метра. Но в законе не обозначены все возможные варианты и способы применения «вмененки». А трактовкой «непонятных» положений этого режима должен заниматься Минфин, который обязан отвечать на запросы представителей бизнеса, чтобы снять все спорные моменты. Именно «разъясняющие» письма этого министерства привели участников газомоторного рынка в полное замешательство.
Непонятные критерии
В прошлом году Минфин предлагал брать вмененный налог с АГЗС, как с торгового павильона. Однако определить площадь торгового зала на газовых станциях, где, как известно, нет ни стен, ни пола, оказалось проблематично. Что именно считать «торговым залом» на территории АГЗС – козырек с раздаточными колонками, операторскую, стоянку, разгонные полосы или все вместе. Если брать всю территорию заправки, то ее площадь, как правило, больше 150 кв. метров, а соответственно (по аналогии с магазинами) ЕНВД здесь нельзя применять – это уже считается крупным бизнесом. Однако нужно понимать, что большинство владельцев АГЗС имеют одну-две заправки, а на каждой станции работают менее 15 человек, поэтому считать такой бизнес крупным было бы очень странно. По новой классификации он даже не мелкий, а микроскопический. Естественно, что в такой ситуации «разъясняющие» письма Минфина вызвали полное недоумение на газомоторном рынке. Арбитражная практика, сложившаяся в прошлом году, давала по этому вопросу совершенно противоречивые результаты, а соответственно получить на него однозначный ответ так и не удалось.
С вступлением в силу новых поправок в НК в 2008 году ситуация еще более осложнилась. Ничего конкретного, что касалось бы правил взимания ЕНВД с АГЗС, не появилось, но, ссылаясь на внесенные в законодательство изменения, Минфин рекомендовал в своих «разъяснительных» письмах собирать вмененный налог с газовых заправок уже не с «торгового зала», а с «торгового места». Такой порядок полезен и справедлив, например, для администрирования налогообложения крупных продуктовых рынков. Он предполагает, что продавцы могут платить фиксированный ЕНВД по количеству торговых мест, если они не превышают пяти метров. В противном случае им нужно определять площадь и оплачивать каждый квадратный метр на основе базовой ставки доходности в 1800 руб. Именно такую систему было предложено использовать и для взимания ЕНВД с АГЗС. Причем здесь Минфин считает торговым местом всю площадь земельных участков, на которых расположены заправки. Причем если раньше были какие-то ограничения (150 м), то теперь их не стало. Теперь представителям газомоторного бизнеса предлагается платить налог не только с торговых точек или места, где осуществляются сделки купли-продажи, но со всей площади – где находятся клумбы, стоянка, мусоросборники, пожарные резервуары, зона отчуждения, закопанные емкости для хранения топлива, резервная электростанция. Большая часть земельного отвода под АГЗС используется для размещения и обслуживания технологического оборудования, а также объектов, необходимых для обеспечения безопасности. В результате таких нововведений налоговая нагрузка на «газовую розницу» выросла в разы.
Если в прошлом году сумма ЕНВД одной из АГЗС города Владимира (располагается на площади в 3108 кв. м) составляла около 6 тыс. руб. в месяц, то теперь ее владельцы должны платить уже 498,9 тыс. руб. (рост в 83 раза). Аналогичная станция в городе Мичуринске Тамбовской области (3441 кв. м) теперь по рекомендации Минфина вынуждена ежемесячно перечислять 814,6 тыс. руб. (увеличение в 135 раз) вместо все тех же 6 тыс. Чиновники Минфина не могут или не хотят исправлять эту ситуацию. Министерство не наладило качественной «обратной связи» с бизнесом и общается с ним лишь «по переписке», не утруждая себя ответами на вопросы, требующие обязательной и срочной реакции профильного ведомства. Поэтому каждый участник рынка вынужден самостоятельно выходить из этой ситуации. Все это является сильнейшим стимулом для развития коррупции. Представьте, что местный налоговый инспектор будет с рулеткой определять площадь, с которой нужно платить налог.
Сложно поверить, что такая политика проводится в отношении газомоторного рынка умышленно. Не исключено, кто-то решил найти очередной способ увеличения сборов, или нефтяники пытаются задушить газомоторный рынок. Но получается, что последствия «ошибочной» трактовки НК для экономики нашей страны – с учетом программ утилизации ПНГ, развития сельского хозяйства и малого бизнеса и даже борьбы с коррупцией чиновников – будут крайне негативными, а их возможные масштабы трудно даже представить.