Энергетический саммит, который прошел 22–23 мая 2008 года в Киеве, вновь привлек внимание к нефтепроводу Одесса–Броды. В центре внимания оказались вопросы относительно направления прокачки нефти по трубопроводу, а также перспективы достройки «трубы» в направлении Польши.
Азербайджан не скупится на обещания
Основная проблема, которую Украине не удается решить на протяжении шести лет, прошедших с момента постройки нефтепровода Одесса–Броды, – это найти для него свободные объемы нефти и прийти к окончательному выводу относительно того, в каком направлении – аверсном и реверсном – ее прокачивать. На саммите президент Азербайджана Ильхам Алиев вновь заявил о готовности предоставить 5 млн. тонн нефти в год для транспортировки по нефтепроводу Одесса–Броды в аверсном режиме с дальнейшей переработкой на нефтеперерабатывающих заводах «Нефтехимик Прикарпатья» и «Галичина». Однако эти поставки возможны лишь в перспективе. Пока что Украина и Азербайджан договорились о поставке 470 тыс. тонн технологической каспийской нефти, что вряд ли можно рассматривать как начало работы трубопровода. Тем более что стороны не смогли пока назвать даже приблизительные сроки поставки углеводородного сырья для трубопровода. Несмотря на это, президент Украины Виктор Ющенко заявил, что согласно технико-экономическому обоснованию проект нефтепровода Одесса–Броды–Плоцк является окупаемым, и подписал указ «Об обеспечении работы нефтепровода Одесса–Броды в проектном направлении». Была создана межведомственная рабочая группа, которая должна разработать план мероприятий по переводу с 2008 года нефтепровода в аверсный режим работы с сохранением при этом уровня доходов от его использования. Последнее выполнить будет весьма сложно, поскольку отказ от реверса нефтепровода Одесса–Броды может повлечь за собой потери Украиной около 9 млн. тонн транзита нефти. В итоге вместо платежей за транзит и портовых сборов, которые ежегодно составляют около 230 млн. долл., трубопровод может вновь оказаться пустым.
На саммите прозвучали заявления о наличии контрактов о поставках нефти европейским потребителям. Как сообщил председатель правления «Укртранснефти» Игорь Кирюшин, его компания подписала контракт с компанией Mero CR (Чехия) о сотрудничестве при реализации проекта по транспортировке нефти по нефтепроводу Одесса–Броды через Словакию на чешский нефтеперерабатывающий завод в Кралупах. Договор позволит обеспечить все технические вопросы по поставке нефти на чешский НПЗ. Для начала реализации проекта осталось только, чтобы о сотрудничестве договорились словацкая компания Trans Petrol, которая является посредником, и Mero.
Казахстан не торопится с ответом
Неясными остаются перспективы участия в проекте Казахстана. Посол Казахстана в Украине Амангельды Жумабаев отметил, что его страна уже давно приняла политическое решение о поддержке Одесса–Броды. В то же время дипломат заявил, что Казахстан работает в рыночных условиях, при которых невозможно административно влиять на нефтяные компании для загрузки того или иного нефтепровода. Помимо политических моментов, которые заставляют Казахстан проявлять гибкость в стремлении не испортить отношения с Россией и в то же время сохранить открытой «европейскую дверь», существуют и объективные обстоятельства, не позволяющие казахской стороне принять однозначное решение относительно Одесса–Броды. Казахская нефть, чтобы попасть в Одессу, должна пройти четыре перевалки – две на Каспийском и две на Черном море. На эти трудности указал вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Киинов, отметив, что участие в нефтепроводе Одесса–Броды является «очень непростым проектом» для Казахстана.
И самое главное – открытым остается вопрос о наличии свободных объемов нефти. В настоящее время Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) транспортирует около 30 млн. тонн нефти в год, при том что его возможности рассчитаны на 67 млн. тонн. В итоге, как заявил Киинов, в распоряжении украинской стороны могло бы оказаться 37 млн. тонн нефти, «забыв», видимо, что в случае роста добычи нефть Казахстана должна будет поступать в порты Черного моря по трубопроводу Тенгиз–Новороссийск. Не случайно Россия напрямую увязывает проект Бургас–Александруполис с перспективами расширения мощностей КТК, эксплуатирующего нефтепровод от Тенгиза до Новороссийска. Тем более что эта труба – основной конкурент нефтепровода Одесса–Броды в транспортировке казахстанской нефти.
Украине, чтобы приблизиться к Европе в прямом и переносном смысле, необходимо достроить участок нефтепровода до Плоцка (Польша) и далее до Гданьска с терминалом в этом порту. По самым оптимистичным подсчетам, на разработку проекта и само строительство трубопровода до Плоцка – а именно этот проект будет означать создание полноценного маршрута транспортировки – необходимо около трех лет. Кроме того, темпы роста добычи нефти Казахстаном в последние годы весьма скромные. В 2006 году Казахстан добывал более 60 млн. тонн нефти в год и при этом транспортировал 52,3 млн. тонн нефти, из которых 42 млн. тонн пошли через Россию. В 2007 году было добыто около 67 млн. тонн, а в 2008 году ожидаемый уровень добычи должен составить не более 70 млн. тонн. Так что дополнительные объемы углеводородного сырья, которые появятся у Казахстана, скорее всего будут направляться в контролируемый Россией трубопровод Бургас–Александруполис.
Украина играет в глобального игрока
Отсутствие результатов в реализации проекта Одесса–Броды на саммите заменили декларациями и громкими заявлениями. По итогам работы саммита были подписаны следующие документы: киевская декларация о принципах глобальной энергетической безопасности; Совместное заявление о Каспийско-Черноморско-Балтийском энерготранзитном пространстве и Совместное заявление президентов Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины о проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Данные документы призваны продвинуть проекты, связанные с диверсификацией поставок энергетических ресурсов на европейские рынки.
В отличие от предыдущих саммитов, которые проходили в Польше и Литве, в Киеве были предприняты шаги по выработке документов о долгосрочном сотрудничестве транзитных стран. Одновременно страны-участницы продемонстрировали стремление к консолидации своих позиций и выработке конкретных действий, направленных против доминирования России в экспорте энергетических ресурсов на европейский рынок. По словам Виктора Ющенко, монополизация энергетического рынка является угрожающей тенденцией, что и привело к необходимости создания Балтийско-Черноморского энергетического пространства. Более резко прозвучало заявление президента Грузии Михаила Саакашвили, который прямо заявил, что Россия представляет угрозу международной безопасности, и ставит под сомнение создание энергетического Балтийско-Черноморского коридора.
Планы Украины стать лидером по реализации энергетических проектов с антироссийской направленностью находят полную поддержку европейцев и американских чиновников. Так, специальный представитель США по энергетическим вопросам Евразии Бойден Грей заявил, что США с энтузиазмом отнеслись к результатам саммита и верят, что диверсификация является важным элементом в снабжении энергоресурсов, в частности газа, в Европу. При этом американская сторона традиционно ограничилась лишь политической поддержкой дальнейшего продвижения трубопровода Одесса–Броды, одновременно ставя в прямую зависимость активность Украины в этом вопросе с перспективами украинско-американских отношений.
Идеи, изложенные в подписанных документах, обобщил президент Литвы Адамкус. Он выдвинул концепцию широкого энергетического партнерства ЕС со странами Черного и Каспийского морей, предложив пять направлений, по которым страны – участницы саммита должны расширять сотрудничество в данной области. Литовский президент призвал участников саммита взять на себя ответственность за политику энергетической безопасности всего региона; пропагандировать основные принципы, сформулированные в Энергетической хартии; завершить переговоры с Турцией, Украиной и Молдавией, чтобы они стали полноправными членами энергетического сообщества, и поощрять расширение этого сообщества до Закавказья; обеспечить прокладку нефтепровода Одесса–Броды до Гданьска, что создаст возможность доставки в Европу нефти из региона Каспийского моря. При этом были отмечены важность включения в проект Азербайджана, являющегося важнейшим поставщиком нефти, а также большое стратегическое значение поставок нефти из Казахстана. Пятым направлением сотрудничества стало предложение добиваться широкого энергетического партнерства ЕС со странами Черного и Каспийского морей.
Прозвучавшие на саммите заявления и подписанные документы свидетельствуют, что конкуренция в сфере экспорта энергоносителей станет возрастать от года к году и будет обусловлена не только растущими объемами нефтедобычи на Каспии, но и борьбой ведущих геополитических игроков: США, РФ, ЕС за контроль над маршрутами транспортировки энергоресурсов. Вопрос заключается в том, сумеет ли Украина получить выгоды от транзита энергетических ресурсов или будет постоянно выдвигать инициативы, которые наполнят ее нефтепроводы.