По данным, распространенным на международной конференции «ЕвразиаБио» компанией Abercade (является консультантом правительства Московской области по развитию потребительского рынка, а также консультантом правительства Москвы по программе развития упаковочной отрасли Московского региона), по состоянию на 1 июля 2007 года в России не было отмечено производства топливного этанола. Импорта и экспорта биоэтанола также не было отмечено, поскольку в товарной номенклатуре ВЭД не определены коды товаров, соответствующие различным видам биотоплива. Согласно действующему законодательству биоэтанол и топливные смеси с этиловым спиртом являются подакцизными товарами, что в значительной мере влияет на развитие внутреннего рынка. Согласно разным источникам, в России существует около 10 проектов строительства заводов по производству биоэтанола, но только один проект (ГК «Титан», Омская область) находится в действии. Кроме того, ряд экспертов полагают, что любой российский завод по производству пищевого этилового спирта легко переориентировать на производство биоэтанола. При этом издержки производства (без учета акцизных сборов) составят 9–10 руб. за литр, что даже ниже издержек при производстве пищевого этилового спирта, так как нет необходимости использовать оборудование для очистки спирта. Другие эксперты, более прагматичные, считают, что только заводы с мощностью более 140 тыс. дал спирта могут легко переориентировать свои поточные линии. Они также отмечают, что переориентация потребует значительных инвестиций в технологии.
Высокий акцизный налог на этиловый спирт (23,5 руб. за литр) ограничивает производство биоэтанола для внутреннего рынка. В России биоэтанол классифицирован в общей категории «Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)» и не рассматривается законодательством как продукт специфического назначения. Это обстоятельство сильно контрастирует по сравнению с другими странами, где биоэтанол обычно освобожден от акцизных обязанностей. Согласно действующему российскому законодательству, существует лишь один путь для предотвращения акцизного сбора: когда продукты, содержащие этиловый спирт, экспортированы, акцизные сборы возвращаются производителю. По существу, биоэтанол может производиться для внешних рынков без обложения акцизной пошлиной и изменения действующего законодательства.
Сравнительно высокая стоимость производства и возрастающая рыночная стоимость зерна также ограничивают производство биоэтанола в России. Если рыночная цена на зерно будет продолжать увеличиваться, то его применение в качестве сырья для производства биоэтанола будет экономически невыгодным. С другой стороны, такие сырьевые источники, как, например, свекловичная меласса-патока, могут стать реальной альтернативой.
В краткосрочной перспективе в России ожидаются изменения законодательства в отношении биотоплива. Сейчас в России начинает изменяться законодательная база: принимается полный перечень законодательных актов для того, чтобы этанол стал отдельным продуктом именно как топливная составляющая. При этом в России появилось то, чего не было ранее, – намерение использовать биотопливо на внутреннем рынке: сейчас в РФ на государственном уровне разрабатываются стандарты бензинов с добавлением биоэтанола.
Эксперты полагают, что биоэтанол, произведенный в России, имеет хорошие перспективы для продвижения на рынках Европейского содружества и Японии. Потенциальный размер рынка российского биоэтанола оценен экспертами в 650 тыс. тонн.