0
2180
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.04.2008 00:00:00

Замедление роста

Денис Кириллов

Об авторе: Денис Кириллов - заместитель директора Института национальной энергетики.

Тэги: автомобили, топливо, газ, бензин


В прошлом году темпы прироста потребления компримированного природного газа (КПГ) в нашей стране снова замедлились, хотя на мировом рынке он остается самым динамично развивающимся видом альтернативного моторного топлива. Главная причина этого – отсутствие в России законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование «альтернативы».

Снижение темпов

По данным Национальной газомоторной ассоциации, объем реализации КПГ в России увеличился в 2007 году на 11,5% (до 320 млн. куб. м), парк техники на компримированном газе вырос на 11,8% (до 95 тыс.), а число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – на 3,2% (до 225 единиц). За минувший год в нашей стране появилось семь новых станций, три из которых ввело в строй ОАО «Газпром», увеличив свою сеть АГНКС до 194. Несмотря на то что в целом отечественный рынок газомоторного топлива показал в прошлом году весьма неплохие результаты, изменение динамики его развития стало тревожным сигналом для России. Особенно это становится очевидным, если сравнить его с международным сектором КПГ. Так, темпы роста отечественного рынка компримированного газа, если отталкиваться от объемов реализации, сократились практически вдвое. Напомним, что данный показатель в 2006 году составил 21,1%, а годом ранее – около 27%. Между тем учтенное потребление КПГ в 2007 году достигло в мире 15 млрд. куб. м, увеличившись на 30% по сравнению с показателями предыдущего года. При этом мировой парк автомобилей на компримированном газе вырос на 36% и превысил 7,5 млн. Эти данные свидетельствуют о том, что в отличие от России на глобальном рынке КПГ остается самым динамично развивающимся видом альтернативного моторного топлива.

Причины такого отставания лежат на поверхности – в нашей стране практически отсутствуют меры стимуляции развития рынка альтернативного моторного топлива. Поэтому у нас нет серийного производства газовых автомобилей, а развитие сети АГНКС продвигается крайне медленными темпами. Естественно, что и на переоборудование «нефтепродуктового» транспорта потенциальные потребители идут крайне неохотно. Даже явные экономические и экологические выгоды (напомним, что метан намного чище и экономичней других видов моторного топлива, коммерческое использование которых сегодня признано целесообразным) не меняют ситуации. Между тем за пределами России к развитию рынка «альтернативы» относятся совсем по-другому, что, собственно, и определяет его поступательный рост.

Правильные меры

Во многих странах мира сегодня действуют различные меры государственного стимулирования использования альтернативных видов моторного топлива – от создания систем преференций до введения обязательных правил. Например, в США законодательно закреплено, что федеральные министерства и ведомства при обновлении своего автопарка обязаны закупать не менее 10% техники на альтернативном топливе. В некоторых итальянских городах строить АЗС можно только с блоком заправки КПГ. Запрет на использование нефтепродуктов муниципальными автобусами и мусороуборочными машинами действует во Франции. В целом ряде государств перевод автомобилей на природный газ сопровождается снижением налогов и акцизов, льготным кредитованием и даже частичной компенсацией затрат его участникам. Причем постепенно этот процесс начинает выходить на межгосударственный уровень.

В частности, Европейская экономическая комиссия ООН разработала стратегию замещения к 2020 году пятой части потребляемых в регионе бензина и дизеля альтернативными видами топлива, в том числе метаном. Осуществлению этих планов будет способствовать реализация в Европе концепции развития «голубых коридоров», которая предполагает организацию международных перевозок с преимущественным использованием КПГ в качестве моторного топлива. Создание таких маршрутов планируется также в Юго-Восточной Азии и Южной Америке, но в Европе эта идея уже трансформировалась в конкретный проект, который приближается к стадии практической реализации. Так, в 2007 году Европейский деловой конгресс принял решение о выделении финансовых средств на подготовку технико-экономического обоснования международного проекта «Голубой коридор», предусматривающего газификацию автотрасс на маршрутах Хельсинки–Санкт-Петербург–Москва, Москва–Минск–Варшава–Берлин и Берлин–Рим. Для материализации проекта предполагается создание консорциума – «Евроавтогаз». Правовая форма и акционеры нового предприятия пока не определены, но ожидается, что его учредителями станут крупные европейские компании – энергетические, транспортные, машиностроительные и другие.

Очевидно, что страны, по территориям которых пройдут «голубые коридоры», создадут «Евроавтогазу» благоприятные условия для работы, например, в виде налоговых и таможенных льгот, преференций при выделении земельных участков под АГНКС и т.д. Благодаря этому серийное производство машин на голубом топливе, которое уже освоено практически всеми крупными автомобильными компаниями, будет расти, число газовых заправок увеличится. А вот какое место в мире займет рынок газомоторного топлива России, будет во многом зависеть от создания у нас стимулов для его развития.

Движущая сила

Пока основной движущей силой в процессе автометанизации нашей страны является ОАО «Газпром». Более 14 лет компания выступает с различными инициативами, способными стимулировать в России замещение нефтепродуктов «альтернативой», но безуспешно. Около полутора лет назад предложения «Газпрома» были все-таки замечены правительством. Поэтому есть надежда, что в ближайшее время у нас будет принят закон «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» и другие правовые акты, которые откроют дорогу широкомасштабной автометанизации страны. Но пока «Газпром» продолжает развивать газомоторный рынок, опираясь на собственные силы.

В прошлом году компания приняла «Целевую комплексную программу развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе на 2007–2015 годы». Она предполагает строительство 200 новых АГНКС, увеличение метанового автопарка в районах их размещения на 50 тыс. единиц, а также ликвидацию негазифицированных участков автотрасс федерального и регионального значения. В 2007 году шла активная подготовка к реализации этой программы, а в нынешнем году «Газпром» начнет строительство первых 20 АГНКС. Между тем реальное количество станций, которые появятся в России к 2016 году, может оказаться значительно больше двухсот. Это базовая цифра, и она будет меняться, например, по мере активизации «Газпрома» в новых регионах, в частности на востоке страны. Кроме того, сеть АГНКС дополнительно увеличится, если будет принято решение о создании многотопливных автозаправочных станций совместно с предприятиями Группы «Газпром», которые занимаются сбытом нефтепродуктов, сжиженных углеводородного и природного газов (в частности, «Газпром нефть» и «Газэнергосеть»). Кстати, развитию газомоторного рынка России будет способствовать предложенный «Газпромом» проект создания метановой автодороги («Голубое кольцо»), которая свяжет газовым коридором 14 городов Центральной России на удалении 150–200 км от столицы и основные радиальные трассы федерального значения.

Заниматься воплощением в жизнь всех перечисленных проектов станет новая специализированная компания – «Газпром автогаз». Впрочем, сроки и успешность их реализации будут в значительной степени зависеть от снятия в нашей стране барьеров, сдерживающих развитие альтернативного сектора моторных топлив.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1403
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
889
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
629
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
873

Другие новости