План экономического развития страны на ближайшие годы определяет четыре основных направления, четыре «и» – институты, инфраструктура, инвестиции, инновации.
Особая роль в этих основных направлениях отводится инфраструктуре, которая для экономики является своеобразной кровеносной системой, обеспечивающей экономические субъекты и институты инвестициями, в том числе способствующими инновациям.
Когда говорят об инфраструктуре, то чаще всего речь идет о системе производственного и хозяйственного обеспечения экономики, транспорта и связи. Однако не менее важным условием экономического и социального прорыва страны к новым рубежам является совершенствование такой «тонкой» материи, как инфраструктура финансового рынка.
Сложность функционирования финансового рынка предопределяет более тщательный и скрупулезный подход к совершенствованию этой части инфраструктуры страны.
На текущий момент президентом России и правительством РФ поставлена задача организации биржевой торговли российскими товарами на территории Российской Федерации за рубли. Быстрое, качественное и результативное решение этой чрезвычайно актуальной и сложной задачи будет во многом способствовать формированию в России мирового финансового центра.
Укрепление и развитие экономики России за последние годы позволяет с оптимизмом смотреть на возможности достижения этой амбициозной цели. Самое главное теперь – подготовить инфраструктуру, которая не только обеспечивает функционирование рынка, но и является надежной, прозрачной и удобной системой регулирования финансовых и товарных потоков как для российских, так и для зарубежных участников торговли.
Такая система должна базироваться на устоявшихся принципах работы мировой экономики, международной практике функционирования организованной торговли, а также на передовых достижениях в области финансов и технологий. Только в этом случае у нас есть шанс стать признаваемым и конкурентоспособным глобальным центром.
Создание международного финансового центра не может быть самоцелью. Важно помнить, что решение этой задачи должно работать в первую очередь на развитие экономики страны, на рост благосостояния каждого ее гражданина.
Однако существует опасность того, что формальное («для галочки») решение вопросов совершенствования инфраструктуры может иметь отрицательный эффект с учетом тех процессов, которые происходят в мире.
Рамки газетной публикации не позволяют представить более детальную картину развития мировой организованной торговли, но общая тенденция очевидна. Уже сложившиеся финансовые центры в лице крупнейших биржевых площадок выходят на рынки отдельных стран и регионов для того, чтобы частично или полностью покупать национальные биржи, либо «навязать» площадкам свои биржевые и расчетно-клиринговые технологии.
Эти процессы обусловлены глобализацией рынков, но у крупных национальных экономик, как правило, сохраняется свое «лицо», в том числе и в виде самостоятельных биржевых площадок. Иными словами, прозвучавшими однажды на одной из многочисленных встреч специалистов финансового рынка, «национальная биржа – один из признаков суверенитета».
Вместе с тем в некоторых случаях продвигаемые на нашем рынке инфраструктурные проекты имеют в основе не только отсутствие учета государственных интересов, но подчас полное их непонимание.
В частности, некоторое время назад в Нью-Йорке на товарной бирже начали торговлю контрактами на российскую нефть сорта REBCO. Дело вроде бы правильное – товаропотоки российской нефти значительные, а ценообразование на нее «привязано» к иностранным сортам, котируется в иностранной валюте и формируется на иностранных площадках. Но то ли нет у иностранных торговцев интереса к этому торговому инструменту, то ли по иной причине, только с октября 2006 года по контракту не было заключено ни одной сделки.
Следующей стадией проекта стал перевод торгов по REBCO из Нью-Йорка в Санкт-Петербург на создаваемую международную товарно-сырьевую биржу. Только одним из учредителей этой биржи и расчетной структурой предполагала стать Нью-Йоркская товарная биржа (NYMEX).
Авторитет NYMEX не подвергается сомнению, но возникает ряд вопросов. Например, какой резон создавать в Санкт-Петербурге филиал NYMEX с американским клирингом, работающим под надзором американских регулирующих органов и по сути поддерживающим американскую валюту? И это при том, что за время существования контракта в Нью-Йорке весь торговый энтузиазм по REBCO ушел, как говорится, «в свисток».
При участии в такой бирже совершенно очевиден бизнес-интерес и логичен приход на наш рынок NYMEX. Но бизнес-интерес России заключается в приходе на российский рынок зарубежных покупателей и биржевых торговцев, которые будут совершать операции с расчетами в рублях. А так получается, что построили дорогу у нас, а расчеты за билет для проезда по ней будут проводиться в Америке.
Использование знаний и практического опыта крупных западных специалистов и компаний важно для того, чтобы построенная финансовая инфраструктура способствовала возвращению торговой активности на наш рынок, а не сохранению «ухода» наших товаров на западные площадки. Именно такое возвращение поможет ускорить наше развитие, повысить авторитет нашего рубля в международных расчетах.
Государственная Дума, со своей стороны, сделает все от нее зависящее, чтобы законодательная база при совершенствовании инфраструктуры, опираясь на международную практику, сохраняла и приумножала российские интересы в глобальном мире.
Результаты и достижения российской экономики последнего десятилетия позволяют не только ставить подобные задачи, но и быть уверенными, что их решение гарантировано.