0
3271
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.02.2008 00:00:00

Человеческий фактор в энергетике

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов - кандидат исторических наук директор "Института национальной энергетики".

Тэги: взрыв, газ, человеческий фактор


взрыв, газ, человеческий фактор Техобслуживание и ремонт систем газоснабжения теперь могут осуществляться только по заявкам жильцов за отдельную плату.
Фото Ольги Баумгертнер

Уже привычно слышать в случае очередного катаклизма из уст чиновников фразу – «причиной ЧП явился человеческий фактор, что подразумевает под собой конкретного гражданина или группу граждан, которые умышленно или случайно совершили некое деяние, приведшее к трагедии. Чиновники любят это выражение – оно дает индульгенцию от ответственности, которой любой уважающий себя управленец страшится как черт ладана. Человеческий фактор в их понимании означает, что на самом деле все идет хорошо, даже прекрасно, просто имеются отдельные личности, забывшие о технике безопасности, а то и сознательные вредители, но такова человеческая природа и никакое государство ее не в силах изменить.

Когда в январе нынешнего года по стране прокатилась серия взрывов бытового газа, привлекшая внимание СМИ (на самом деле взрывы происходят регулярно – просто далеко не всегда журналисты проявляют к ним интерес), то в качестве всеобъемлющего объяснения снова всплыл человеческий фактор. Он же стал главным аргументом на встрече главы «Ростехнадзора» Константина Пуликовского с премьер-министром РФ Виктором Зубковым, у которого руководитель правительства попытался узнать причины газовых жертв и разрушений. Отдельные заявления специалистов, которые говорили, что причина взрывов газа лежит в системных ошибках, допущенных в свое время государством в сфере газоснабжения, пока не услышаны сильными мира сего.

Но ведь представители власти тоже люди, поэтому когда принимаемые ими нормативные акты «взрываются» спустя определенное время, то разве это не человеческий фактор?

Ретроспективный взгляд на административное нормотворчество, которое так или иначе связано с безопасностью газоснабжения населения, рисует безрадостную картину, как в течение последних 16 лет медленно, но верно эта безопасность избавлялась от приставки «без», оказавшись в итоге полностью вне сферы контроля, как со стороны органов власти, так и газовиков.

Штрихи к печальной картине

В 1992 году в России началась приватизация. Внутридомовое газовое оборудование (ВДГО), которое раньше находилось на балансе газораспределительных организаций (ГРО), в основном перешло в муниципальную собственность. Правда, ГРО продолжили следить за его состоянием, поскольку в тарифе на транспортировку газа была заложена надбавка на обслуживание ВДГО, но сама эта деятельность переходит в статус дополнительного бизнеса для газораспределительных организаций. А о замене изношенных внутридомовых газовых коммуникаций, особенно в условиях разразившегося в те годы экономического кризиса, речь и подавно не шла.

В 1997 году принимается Федеральный закон «О безопасности опасных производственных объектов», который исключил газовое оборудование жилых зданий – в отличие от других объектов, связанных с транспортировкой и использованием газа, – из списка опасных производственных объектов. Тем самым «Ростехнадзору» было отказано в контроле за ВДГО. Правда, еще в 1994 году вышел указ о создании жилищных инспекций, которые должны были контролировать безопасность предоставления коммунальных услуг, однако в реальности безопасностью ВДГО эти органы не занимались. Единственным приятным исключением оставалась только жилищная инспекция Москвы.

В 2003 году были введены в действие Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, в п. 1.1.5 которых указано, что их действие не распространяется на газовое оборудование жилых зданий. Тем самым государство окончательно скинуло с себя ответственность за безопасность систем газоснабжения в жилых домах, и в отношении безопасной эксплуатации ВДГО настает полный правовой вакуум.

Начиная с 2006 года решением ФСТ (информационное письмо от 23.06.05 № СН – 3765/9) затраты на обслуживание ВДГО изымаются из розничной цены газа. Теперь техобслуживание и ремонт могут осуществляться только по заявкам жильцов за отдельную плату. В итоге: окончательное торжество человеческого фактора над человеком. Вы можете сколько угодно вызывать газовиков и платить им деньги за обслуживание, но вас взорвет сосед, которому на безопасность далеко наплевать. Но это еще не все.

Сам себе газовик

В 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ. В соответствии с ним вводится институт управляющих компаний (для управления многоквартирными жилыми домами), которым делегировано право либо заключать договоры со специализированными организациями на обслуживание ВДГО, либо заниматься этим самим. Здесь заключается один пикантный момент. В свое время было отменено лицензирование деятельности по техобслуживанию и ремонту ВДГО (ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности от 08.08.01), что на деле означает – теперь эту нишу может занять, по сути, любая организация. Она может даже объявить себя специализированной, но компетентности ей это не прибавит. Однако она может предложить управляющей компании льготные условия, смазав их откатом главному начальнику, и спокойно получать деньги, собранные с жильцов, за обслуживание ВДГО. А уж будет ли кто-то заниматься ремонтом газового оборудования – это вопрос риторический. В принципе Жилищный кодекс позволяет особо экономным управляющим компаниям и самим заниматься обслуживанием ВДГО. Где они возьмут подготовленных специалистов, если даже ГРО жалуются на дефицит кадров, это разработчиков кодекса не волновало.

Как показывает практика, компаний, которые экономят на обслуживании ВДГО, не заключая договор со специализированными организациями, немало. И есть опасение, что их число будет расти, поскольку на защите управляющих компаний стоит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в свое время сильно постаравшаяся, чтобы объявить обслуживание ВДГО «конкурентным видом деятельности», отодвинув тем самым профессиональных газовиков от выполнения их прежних обязанностей. Показателен случай в Омске. Там местное отделение ФАС вынесло предписание газоснабжающей организации. Этот документ запрещает ей требовать с управляющих компаний заключения договоров со специализированными организациями на обслуживание ВДГО. Поводом стало обращение некой управляющей компании ЗАО «Сибком», которая не захотела подписывать договор ни с одной специализированной организацией, а когда ей пригрозили отключением газа, то решила заручиться поддержкой антимонопольной службы. Хотя в Правилах предоставления коммунальных услуг и прописана норма, что газоснабжение возможно только при наличии договора на обслуживание ВДГО, но, как видно, ни управляющим компаниям, ни государственным структурам это не указ. Поскольку ссылаются они на Жилищный кодекс, который открывает управляющим компаниям зеленую улицу для самостоятельного обслуживания газового оборудования. И если суд в этом случае признает правоту ФАС, то количество управляющих компаний-«отказников» неминуемо возрастет.

В 1988–2001 годах в результате аварий, связанных с эксплуатацией бытового газоиспользующего оборудования, в Российской Федерации погибли более 750 человек. Среднегодовые показатели смертности при эксплуатации ВДГО обычно находились в пределах от 50 до 80 человек. В 2005 году в результате аварий, связанных с эксплуатацией ВДГО, произошло 154 несчастных случая со смертельным исходом, в 2006 году – 208, за шесть месяцев 2007 года – 133. Можно ли в этих случаях говорить о человеческом факторе – в том виде, как его понимают чиновники? Или они считают, что россияне стали в три раза более рассеянны и безответственны буквально за несколько лет? Или все-таки рассматривать человеческий фактор в нашем варианте, который исходит из того, что чиновники и законодатели – тоже люди.

Есть ли выход?

Возможно ли сейчас изменить ситуацию к лучшему? Да, если в нашей исполнительной и законодательной власти найдутся люди, которые прислушаются к мнению специалистов – практиков, а не теоретиков, руководствующихся либеральными экономическими догмами, и восстановят государственный надзор над обслуживанием ВДГО, доверив это профессионалам. Если будут приняты соответствующие нормативные документы, в частности постановление правительства РФ «Об утверждении Правил газоснабжения жилых помещений в Российской Федерации» и Федеральный закон – технический регламент «О безопасности домового газового оборудования». Если вернут назад лицензирование и внесут в основы ценообразования на газ регулируемую плату за обслуживание ВДГО, чтобы сделать обязательным для газовых служб регулярную профилактику и замену газового оборудования. Если государство возьмет на себя часть расходов для замены изношенных газовых труб в многоквартирных домах.

Но насколько наши депутаты и чиновники внимательно и оперативно отнесутся ко всем этим предложениям? Все зависит от человеческого фактора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1276
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
809
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1544
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1494

Другие новости