0
1999
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

15.01.2008 00:00:00

Газовый партнер и в будущем конкурент

Тэги: nabucco, газ, газопровод


В октябре 2007 года газопроводу Средняя Азия–Центр протяженностью 3000 км исполнилось 40 лет. Он был построен на основе индустриальных методов за 1,5 месяца из труб отечественного производства диаметром 1200–1400 мм. В будущем предусматривается увеличение мощности газопровода на 30% и строительство дублирующей нитки – Прикаспийского трубопровода.

На центральноазиатские страны СНГ приходится 12% от мировых запасов – 22 трлн. куб. м. Весь экспорт идет по газопроводам через Россию, которая сама добывает 650 млрд. куб. м. Сейчас Россия вступила в жесткую конкуренцию с Западом и Китаем за газ стран ЦАР, в первую очередь – туркменский. Европа при поддержке США все еще предлагает Ашхабаду в ближайшие годы построить Транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря мощностью 30 млрд. куб. м в год. Далее маршрут должен пройти через Азербайджан, Грузию и Турцию, где газопровод соединится с проектируемым сейчас маршрутом Nabucco, который будет проложен по территории Болгарии, Румынии и Венгрии. В свою очередь, Китай с 2009 года законтрактовал поставки аналогичного объема газа, в связи с чем уже начал прокладку собственного газопровода через Казахстан.

Соседское взаимодействие

Туркмения и Азербайджан ищут возможности энергетического взаимодействия с приграничными им Ираном и Турцией. Но тогда можно будет рассматривать Каспийский регион как конкурента тюменской и татарской нефти и газа. Имеются предложения по включению в «газовый союз» помимо России и азиатских республик СНГ также Алжира (хотя Алжир, по последним сообщениям, отвергает эту идею, по крайней мере сегодня) и Исламской Республики Иран. Такой альянс по замыслу инициаторов сможет диктовать цены природного газа на равных с ОПЕК. Этот вариант в принципе не утопичен, однако сейчас каспийский проект – это экономическое объединение республик ЦАР. Страны СНГ не имеют самостоятельного, минуя Россию, выхода на европейский и мировой рынки углеводородов: все газопроводы, нефтепроводы и железные дороги из этих стран проходят через Россию, у них нет океанических терминалов для транспорта нефти и СПГ. Природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле у европейских потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северного моря, и на 30–35% дешевле тюменского газа. Вместе с тем страны ЦАР не в полной мере самостоятельны при контроле объемов поставок и цен на свое энергетическое сырье.

Новые проекты

Туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что его страна готова начать строительство нового Прикаспийского газопровода через Казахстан в Россию не во второй половине 2008 года, как было согласовано прежде, а несколькими месяцами ранее.

Проект этого газопровода является прямым конкурентом другого, предложенного ЕС: продажа газа Европейскому союзу без участия России. Сейчас газ из Туркмении закупается «Газпромом» по 100 долл. за 1 тыс. куб. м, а затем российская монополия перепродает его в Европу уже по цене свыше 200 долл. за 1 тыс. куб. м (для разных стран цена разная). Туркмения настаивает, чтобы отпускная цена поднялась до 150 долл., в 2009 году – до 180–200 долл. за 1 тыс. куб. м, а далее исчислялась по ценам рынка.

Подписано соглашение об увеличении мощности газопровода Средняя Азия–Центр с нынешних 50 млрд. куб. м до 70 млрд. куб. м и более. В проекте модернизации будут участвовать Туркмения, Казахстан, Россия, а также Узбекистан. Работы в этом направлении начаты.

Туркменистан долгое время выбирал между российским газопроводным проектом и проектом Nabucco, который должен пройти в обход России. Следует подчеркнуть, что у Nabucco есть ряд политических ограничителей, из-за набора противоречащих друг другу интересов Азербайджана и Турции. Кроме того, окончательно не решен вопрос, на какие поставки ориентировать Nabucco – из Туркменистана или из Ирана. В проекте Прикаспийского газопровода таких сложностей нет.

Вполне возможно, что Туркмения постарается диверсифицировать пути поставок своего газа, используя как Прикаспийский, так и трубопровод Nabucco. Однако не ясно: хватит ли у Туркменистана газа, чтобы поставлять его по обеим трубам? Данные о реальных запасах углеводородов в странах ЦАР охраняются как государственная тайна. К тому же нельзя забывать о планах по ежегодным поставкам 30 млрд. куб. м в Китай и 7–14 млрд. куб. м – в Иран.

Стоимость проектов

Не определены источники финансирования этих дорогостоящих газовых проектов. По нашим оценкам, для того чтобы развить каспийский проект в полном объеме и обеспечить независимый выход нефти и газа ЦАР в Европу в течение 5 лет, потребуется суммарно 25–30 млрд. долл. И это должны быть прямые инвестиции в геологоразведку, бурение, закупку оборудования, строительно-монтажные работы. В странах ЦАР не имеется организационных и инженерных структур, способных реализовать эти инвестиции, поэтому будут привлекаться инвесторы, подрядные фирмы и специалисты из Европы, США и России.

В конце 2006 года в столице Казахстана Астане было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве стран Прикаспийского и Черноморского регионов со странами Евросоюза в энергетической сфере. Намечено создать в данном регионе интегрированный энергетический рынок и на этой основе придать ускорение Каспийскому нефтегазовому проекту. Это означает, что на южном фланге нашей страны возникает межгосударственный союз по нефти и газу – конкурент России на европейском рынке.

Особенностью ситуации является то, что участниками Соглашения выступают также страны–потребители (транзитеры) – Грузия, Армения и Турция, через которые могут быть проложены трубопроводы. Геополитические аспекты Каспийского проекта упрощенно сводятся к конкуренции между Россией и ЕС, а также между Россией и новыми странами Закавказья.

Первая линия газопровода Nabucco мощностью в 8 млрд. куб. м газа будет готова предположительно в 2012 году. Трубу можно заполнить газом из каспийского региона (Туркменистана, Азербайджана, Казахстана), а позже также и из Ирана (совокупный годовой объем прокачки газа вышел бы тогда на уровень 31 млрд. куб. м в течение 5 лет). Это составило бы 5% от европейского импорта газа. Если газопровод Nabucco пройдет по территории Болгарии и Румынии, то он сможет обеспечить также Молдавию и Украину, заменив в этих странах поставки газа из России. Значение Турции как энергетического транзитера еще больше возрастает после присоединения газопровода из Туркменистана, прокладываемого по дну Каспийского моря (Транскаспийский газопровод).

Модернизация газопровода Центральная Азия–Центр доведет его мощность до 70 млрд. куб. м в год в течение 5 лет, строительство Прикаспийского – это еще 10–20 млрд. куб. м в те же сроки. Не сброшены со счетов и планы прокладки по дну Каспия в Азербайджан Транскаспийского газопровода и его подключения к проектируемому газопроводу Nabucco для поставок в Европу 30 млрд. куб. м газа ежегодно.

Транспортировать газ в Европу в обход России Туркмения не сможет никаким образом, кроме Nabucco. Однако строительство этой трубы еще не начато и зависит в первую очередь от позиции стран ЦАР.

«Газовый конфликт» с Украиной дал сигнал политикам стран ЕС: зависимость от России как поставщика и транзитера энергоресурсов стала чрезмерной, а односторонняя фиксация европейской энергетики на Россию политически близорука. Именно поэтому следует ожидать, что ЕЭС поддержит идею о создании независимой от России системы передачи энергоносителей на ее «южном фланге». В этой связи и принят европейский проект новой газовой сети «Прикаспийские страны–Ближний Восток–ЕС».

Напротив, поскольку Евросоюз уже представляет собой картель покупателей российского газа, вполне логична встречная координации интересов стран – экспортеров энергии, а также и стран-транзитеров Каспийского региона. Довод о политической непредсказуемости стран ЦАР Закавказья и Ирана имеет место, однако России желательно находить с этими странами точки экономического соприкосновения. Вместе с тем нельзя забывать, что транзит газа по существующему «энергетическому коридору» через Восточную Европу – наиболее экономичный и безопасный путь для Европы и России.

Президент Туркменистана во время визита в Лондон заявил, что Туркменистан верен партнерским обязательствам по продвижению проекта Прикаспийского газопровода, но не исключает возможности экспортировать газ в Европу в обход России. В конечном счете Туркмения выбрала наиболее выгодный для себя вариант сотрудничества. По нашему мнению, на выбор Ашхабада повлияли такие факторы, как цена, инвестиции и политика.

В конце 2007 года достигнуто соглашение о значительном повышении в 2008 году отпускной цены до 130–150 долл. за 1000 куб. м и в последующем – исчислении цены природного газа по мировым рыночным ценам в рамках нового долгосрочного, до 2028 года, контракта.

Российские корпорации, пусть и монопольно-государственные, вряд ли уступят по своим инвестиционным возможностям европейским и американским компаниям. Политическая составляющая партнерства связана с критикой государственного режима в Туркмении практически всеми международными организациями за крайне низкий уровень соблюдения прав человека. Напротив, Москва никогда публично не критиковала Ашхабад.

Итак, Туркменистан, не собираясь отказываться от России, пытается застраховать себя и на других направлениях. Он оставляет Россию в качестве стратегического партнера, но завтра может объявить о равнодоступности газа или о каких-то иных приоритетах. Решение относительно маршрута транспортировки газа – Прикаспийский или Транскаспийский трубопроводы, Россия или Турция – будет принято совместно странами ЦАР после тщательного сравнения всех вариантов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
279
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
328
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
1829
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
2035

Другие новости