Китай и Индия представляют собой формирующихся гигантов мировой экономики и международных энергетических рынков. Развитие энергетики в Китае и Индии приводит к трансформации глобальной энергетической системы за счет огромных размеров этих стран и их возрастающей роли в международной торговле ископаемым топливом. С другой стороны, обе страны становятся все более уязвимыми по отношению к изменениям, происходящим на мировых энергетических рынках.
Впечатляющие темпы экономического роста Китая и Индии в последние несколько лет превзошли темпы роста экономики всех других крупных стран. Стремительное развитие экономики привело к резкому увеличению энергетических потребностей данных стран, растущая доля которых обеспечивается за счет импорта энергоресурсов.
Импульс экономическому развитию будет придавать значительный рост спроса на энергию. Повышая свой материальный достаток, граждане Китая и Индии используют больше энергии в учреждениях и на предприятиях, покупают больше бытовых электроприборов и автомобилей. Эти тенденции приводят к существенному улучшению их качества жизни, что является законным стремлением, которое должно быть адаптировано и поддержано другими странами мира. Однако подобные тенденции вызывают тревогу у остального мира.
Если правительства различных стран земного шара будут придерживаться существующей ныне политики (допущение, лежащее в основе Базового сценария), то к 2030 году мировые потребности в энергоресурсах превзойдут текущие потребности более чем на 50%. По данному сценарию на Китай и Индию в сумме придется 45% от роста спроса. В целом в топливно-энергетическом балансе сохранится доминирование ископаемого топлива. Эти тенденции приведут к дальнейшему росту выбросов двуокиси углерода (CO2), связанных с энергетикой, а также к увеличению зависимости стран-импортеров от нефти и газа, основные объемы которых будут поступать с Ближнего Востока и из России. Такое развитие событий усилит озабоченность относительно изменения климата и обеспечения энергетической безопасности.
Основной задачей для всех стран является обеспечение перехода к более надежной энергетической системе, характеризующейся меньшими выбросами углерода, без нанесения ущерба экономическому и социальному развитию. Нигде эта проблема не стоит так остро и не является столь важной для развития всего остального мира, как в Китае и Индии. Энергичные, незамедлительные и коллективные политические действия, предпринимаемые всеми правительствами, имеют исключительно большое значение для продвижения мировой экономики к использованию более устойчивой модели развития энергетики. До сих пор в большинстве стран по этому поводу было больше разговоров, чем реальных действий.
Если все политические меры, которые правительства различных стран намерены сегодня привести в действие, будут осуществлены на практике, как это предполагается в Альтернативном сценарии, мировой спрос на энергоресурсы и связанные с ним выбросы будут существенно снижены. В ближайшей перспективе меры по увеличению энергоэффективности будут выступать в качестве наиболее дешевого и быстро осуществимого способа сокращения темпов роста спроса и выбросов. Тем не менее даже в этом сценарии к 2030 году выбросы CO2 останутся на одну четверть выше существующего уровня. Для того чтобы достигнуть более значительного сокращения выбросов, необходимо принять безотлагательные меры политического характера и осуществить смену технологий в беспрецедентном масштабе. В основу прогноза Базового и Альтернативного сценариев положены оценки экономического роста в двух странах-гигантах, которые можно охарактеризовать как консервативные. Эти оценки предусматривают устойчивое ощутимое сокращение темпов роста производства в течение прогнозируемого периода. В Сценарии высоких темпов роста, в соответствии с которым экономический рост в Китае и Индии будет в среднем на 1,5% в год выше, чем в Базовом сценарии (хотя и ниже, чем в последнее время), суммарный спрос на энергоресурсы в этих двух странах в 2030 г. будет на 21% выше. Среднемировой рост спроса на энергоресурсы составит 6%, что потребует от правительств принятия срочных политических мер, в частности, тех, которые предусмотрены в Альтернативном сценарии, с целью снижения роста спроса на ископаемое топливо и связанных с ним выбросов.
По прогнозам, мировая потребность в первичных энергоресурсах в Базовом сценарии увеличится в 2005–2030 гг. на 55%; среднегодовые темпы роста составят 1,8%. Спрос достигнет 17,7 млрд. т нефтяного эквивалента, по сравнению с 11,4 млрд. т в 2005 году. Ископаемое топливо останется основным источником первичной энергии; на его долю придется 84% от суммарного роста спроса в 2005–2030 гг. Нефть сохранит свою роль в качестве основного вида топлива, хотя ее доля в мировом спросе сократится с 35% до 32%. Спрос на нефть достигнет 116 млн. баррелей в день в 2030 году, что на 32 млн. баррелей в день (или на 37%) больше, чем в 2006 году. В соответствии с резким ростом спроса на уголь в течение нескольких последних лет, в 2005–2030 гг. произойдет самое значительное увеличение его потребления в абсолютном выражении. Спрос на уголь возрастет на 73%, в результате чего его доля в суммарном спросе на энергоресурсы увеличится с 25% до 28%. Большая часть роста спроса на уголь будет приходиться на Китай и Индию. Доля природного газа возрастет менее значительно – с 21% до 22%. Использование электроэнергии удвоится, ее доля в конечном потреблении энергоресурсов возрастет с 17% до 22%. Для удовлетворения прогнозируемого мирового спроса, необходимо будет инвестировать приблизительно 22 трлн. долларов в инфраструктуры по поставкам энергоносителей. Мобилизация инвестиций в требуемом объеме представляет собой серьезную задачу.
В данном сценарии на развивающиеся страны, экономика и население которых растут очень быстрыми темпами, будет приходиться 74% роста мирового потребления первичной энергии. На Китай и Индию будет приходиться 45% от этого роста, на страны ОЭСР – одна пятая часть, на страны с переходной экономикой – оставшиеся 6%. В целом развивающиеся страны обеспечат 47% роста мирового спроса в 2015 году и более половины – в 2030 году, по сравнению с 41% на сегодняшний день. Доля развивающихся стран в мировом спросе на энергоресурсы расширяется по отношению ко всем источникам первичной энергии, за исключением всех возобновляемых источников, кроме гидроэнергии. Около половины роста мирового спроса будет приходиться на электроэнергию, и одна пятая часть – на удовлетворение нужд транспорта, в основном, за счет нефтяного топлива.
В Альтернативном сценарии за период 2005–2030 гг. мировой спрос на первичную энергию будет увеличиваться на 1,3% в год, что на 0,5% меньше, чем в Базовом сценарии. В 2030 году мировой спрос на нефть сократится на 14 млн. баррелей в день, что соответствует суммарному текущему производству США, Канады и Мексики. Использование угля снизится как в абсолютном выражении, так и в процентах. Выбросы CO2, связанные с энергетикой, стабилизируются к 2020 году, а в 2030 году они будут на 19% ниже, чем в Базовом сценарии. В Сценарии высоких темпов роста быстрый экономический рост в Китае и Индии и отсутствие политических изменений приведут к росту спроса на энергоресурсы. Стимулирование спроса за счет сильного экономического роста с избытком возмещает амортизирующий эффект от высоких мировых цен на энергоресурсы, которые сопровождают высокий спрос. Рост мирового спроса на первичные энергоресурсы в 2030 году составит 6%, по сравнению с Базовым сценарием. Спрос будет более высоким в одних регионах, и более низким – в других.
Париж