Выбросы тепловых электростанций неизбежно ведут к повышению уровня Мирового океана.
Фото: Reuters
Какому источнику производства энергии отдать предпочтение – углю, экологически более чистому природному газу или же возобновляемым источникам энергии? Для Австралии это не вопрос. Свыше 75% энергии страна производит из угля, а в штате Виктория – даже 90%. На газ и ВИЭ приходится соответственно 14 и 8%.
Ни в одной из стран Запада электроэнергия не обходится столь дешево, как в Австралии. Добыча угля там ведется, как правило, открытым способом. Одно лишь месторождение в долине Ла Троб Вэлли близ Мельбурна насчитывает, по оценкам специалистов, 70 млрд. тонн. Многокилометровый пласт угля толщиной до 300 м залегает на глубине всего 10 метров. В целом австралийских запасов угля при нынешних размерах добычи свыше 300 млн. тонн в год хватит еще на 750 лет, в то время как мировые запасы угля оцениваются сроком в 155 лет.
В австралийских семьях не привыкли экономить дешевое электричество угольных электростанций, а для таких отраслей экономики, как, например, сталелитейная промышленность, потребляющих большое количество электроэнергии, низкие тарифы являются настоящим благом.
Три четверти добываемого черного золота покидают континент. Страна является важнейшим экспортером угля. На ее долю приходится 29% мировой торговли этим видом топлива. Дешевая разработка делает его конкурентоспособным почти на всех мировых рынках. Доля доходов от продажи угля составляет 16% всей экспортной выручки страны, это самая большая статья экспорта.
Главным потребителем австралийского угля является Япония, за которой следует наращивающий экономическую мощь Китай. Десятки сухогрузов стоят на якоре в ожидании своей очереди около австралийских портов. Если бы позволяли погрузочные и транспортные мощности, страна могла бы без особых проблем удвоить экспорт угля.
Согласно оценкам Международного энергетического агентства, мировое потребление угля до 2030 года будет возрастать. Его доля в производстве электроэнергии составит к этому времени 44% по сравнению с 40% в 2004 году. За этот же период доля нефти снизится с 7 до 3%, а доля атомных электростанций сократится с 16 до 10%. Эксперты МЭА считают, что главными потребителями угля станут к 2030 году Китай и Индия. Вместе они будут использовать почти 80% мирового рынка угля.
Кошмар экологов
Можно представить себе, каким кошмаром покажутся эти цифры организациям, выступающим за охрану окружающей среды. Ведь сжигание угля, особенно очень влажных австралийских сортов, в значительной степени способствует глобальному потеплению климата. По данным экологической организации Всемирный фонд дикой природы (WWF), на энергетический сектор приходится 37% от всего количества двуокиси углерода, образующейся в результате человеческой деятельности. Анализ этой организации показал, что из 30 электростанций с самым высоким выбросом вредных веществ 27 работают на угле.
Неудивительно, что в самой Австралии показатель выброса СО2 и других вредных веществ на душу населения является самым высоким в мире. Первые последствия этого уже налицо. В то время как на тропическом севере континента увеличивается количество циклонов и осадков, на юге из-за «засухи тысячелетия» высыхает важнейшая речная система страны, отмечает в этой связи немецкая газета Handelsblatt.
Несмотря на апокалипсические прогнозы Австралия до сих пор отказывалась ратифицировать Киотский протокол, определяющий допустимые нормы эмиссии СО2, утверждая, что это отрицательно сказалось бы на развитии австралийской промышленности. Вместо этого в целях ограничения потребления электроэнергии правительство выступило с инициативой запретить использование обычных электрических лампочек, заменив их на энергосберегающие. Маленький шаг может иметь большие последствия, обосновал свою инициативу бывший австралийский министр по охране окружающей среды Малколм Тернбалл. «Если весь остальной мир последует нашему примеру, это будет означать гигантскую экономию электроэнергии». Согласно австралийскому плану ограничение на продажу обычных ламп накаливания будет вводиться постепенно. Замена ламп не только уменьшит затраты на электроэнергию, но и сократит к 2012 году эмиссию парниковых газов примерно на 4 млн. тонн. По последним данным, выбросы Австралии в 2004 году составили 565 млн. тонн двуокиси углерода и других вредных веществ.
Нужен «чистый уголь»
Главной же задачей в области охраны окружающей среды Австралия считает создание Clean Coal – так называемого «чистого угля». Ведется поиск различных технологических решений с целью не допустить, чтобы выделяющийся в процессе сгорания СО2 загрязнял атмосферу. Один из вариантов предусматривает улавливание СО2 сразу же при сгорании угля. Затем газ сжижается и перекачивается в подземные хранилища, например, в пустоты, образовавшиеся после добычи природного газа. Небольшие установки этого типа уже существуют. Однако, как считает сам Малколм Тернбалл, пройдет еще «по крайней мере от 10 до 20 лет», прежде чем эта разработка оправдает себя в коммерческом плане.
Критики проекта создания «чистого угля» называют его отвлекающим маневром политиков. Ибо, как сказал ведущий австралийский ученый Тим Флэннери, «чистого угля» вообще не бывает».
Однако в пересчете на душу населения хуже всех дела обстоят в Австралии: на каждого жителя Зеленого континента приходится по 10 тонн выбрасываемой энергетическими предприятиями окиси углерода, то есть столько же, сколько на пятерых китайцев.
В Соединенных Штатах среднедушевой показатель в этой области составляет 8 тонн, что в 16 раз выше, чем в Индии. Впрочем, США занимают первое место по выбросам углекислоты и в абсолютных цифрах; за ними в этом списке следует Китай, а затем – с очень большим отрывом – Россия.
Эти данные, опубликованные на сайте организации «Углеродный мониторинг за принятие мер» (Carbon Monitoring for Action, CARMA), – итог первой глобальной «инвентаризации» вредных выбросов, в ходе которой была собрана информация о работе 50 тысяч тепло- и электростанций в самых разных странах мира.