Официально объявлено об отсрочке начала строительства морского участка Северо-Балтийского газопровода. Хотя возведение сухопутной части ведется по графику. Как известно, он представляет собой замещающий маршрут в Европу по морю в обход Украины и Польши. Первую нитку Nord Stream (27,5 млрд. куб. м) намечено ввести уже в 2019 году. Однако крайне трудно выбрать безопасную трассу по дну Балтийского моря с тем, чтобы она не проходила через зону узаконенных экономических интересов третьих стран. Некоторые из них, как, например, получившие независимость страны Балтии, считаются в России не очень надежными партнерами. И не только они: недавний казус с переносом трассы газопровода из территориальных вод Польши в датские воды севернее острова Борнхольм (южный вариант оказался непригодным из-за захоронений на дне моря боеприпасов) показал, что противоречия возникли и со Скандинавскими странами. Например, Финляндия заявила, что маршрут севернее Гогланда пройдет через морские залежи ядовитого кадмия. Финские экологи подозревают, что если этот ядовитый металл всплывет на поверхность или его унесет подземными течениями, ядовитое облако накроет финское побережье, в первую очередь пострадают заповедники. Швеция также обеспокоена вопросами, связанными с экологией, и намерена изменить направление газопровода Nord Stream. Нынешний проект маршрута «Северного потока» предполагает прохождение его части по экономической морской зоне Швеции. Срок начала прокладки газопровода перенесен в связи с разрешительными процедурами до получения разрешения всех заинтересованных стран.
Экологические требования государств ЕС – вещь, разумеется, важная, но первоочередной приоритет – экономика. Прибалтийские государства хотели бы получать газ из Nord Stream, а Польша неизбежно потеряет часть транзитных доходов, когда будет построен альтернативный маршрут по дну Балтики. Плюсом проекта является то, что проложенный по дну Балтийского моря газопровод впервые обеспечит прямые поставки российского природного газа в Западную Европу. Поскольку газоснабжение Европы зависит в первую очередь от магистральных трубопроводов Восток–Запад, пересекающих границы новых стран и которым нет серьезной альтернативы, – для энергетической безопасности особенно важна политическая составляющая, а именно механизм согласований межстранового транзита, основанный на понятных сторонам принципах. Пока же такого взаимопонимания не имеется. Однако политика газового монополизма опасна и для России: если цены быстро упадут ниже 30 и даже 35 долл. за баррель, а газовый импорт сократится, то это может стать негативом для нашей «энергозависимой» экономики. Именно потому, что экономика – вещь достаточно ясная, а геополитическая составляющая проекта в силу общего нежелания нарушить равновесие сил в Европе – нежелательна для широкого употребления, акцент делается на экологию. Разумеется, данный аспект – один из важнейших во всем этом масштабном и уникальном проекте. Ведь никому не позволительно обойти запреты или использовать потенциально ненадежные технологии для реализации проекта. В чистоте акватории Балтики заинтересованы все государства региона без исключения.
Скандинавские барьеры
Действующий трубопровод Ямал–Европа, который сейчас пролегает через Польшу, никто закрывать не собирается. Но Nord Stream – все же конкурент. Проектная мощность газопровода составит 55 млрд. куб. м. Первая нитка морского газопровода мощностью 27,5 млрд. куб. м будет введена в эксплуатацию в 2010 году. Поставки газа планируется начать в 2011 году. Объем инвестиций в морскую часть газопровода оценивается, по последним данным «Газпрома», в 6 млрд. евро. Поставка многослойных труб для прокладки подводной части газопровода предусмотрена немецко-российским контрактом, который оценивается в 1 млрд. евро.
Сырьевой базой Nord Stream определено Штокмановское месторождение, лицензией на освоение которого владеет дочернее предприятие ОАО «Газпром» – ЗАО «Севморнефтегаз». Строительство сухопутного участка газопровода (917 км) началось в декабре 2005 года и еще не завершено. Труба пройдет в территориальных водах Финляндии, Швеции, Дании и Германии. И с каждой из этих стран все это время велись и ведутся непростые переговоры – как и где прокладывать. Nord Stream изначально хотели прокладывать не в финских, а в эстонских водах – так короче, да и дно лучше. Однако эстонцы отказались даже принять председателя совета директоров Nord Stream и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. Сейчас, впрочем, переговоры с Эстонией продолжаются.
В споры за балтийский газ вступила Польша, которая заявила, что южные прибрежные воды датского острова Борнхольм – ее территория. Латвия, Литва уже давно выступили категорическими противниками строительства этой подводной системы. Как следствие – руководство газопровода Nord Stream (Северо-Европейский газопровод – СЕГ) приняло решение передвинуть сроки начала его строительства с 2008 года на июль 2009 года.
Следует, однако, понимать, что, даже когда будут введены обе нитки, по этой трассе возможно передать не более 15–20% российского экспорта. Данная трасса экономически неэффективна и менее надежна, чем уже существующие газовые коридоры. Построить подводный трубопровод вдвое дороже, чем по суше. Балтийское море набито старым оружием, до сих пор не обезврежены минные поля, и вместе с тем там интенсивное судоходство. Тем не менее сделан решительный шаг по техническому обеспечению морской стройки: заключены контракты на поставку труб с повышенной защитой от коррозии и лизинг специального трубоукладочного судна. При укладке тяжелых труб на морском дне неизбежны «взмучивания», строители будут в определенных местах грунт убирать или подсыпать его там, где имеются или возникнут промоины.
В России имеется некоторый опыт прокладки труб по морскому дну: по дну Черного моря в 2001–2002 годах было проложены 410 км газопровода «Голубой поток». Однако отечественные технологии и строительные мощности не обеспечивают морское строительство трубопроводов: наибольший опыт накоплен фирмами ЕС при прокладке газопроводов из Северной Африки в Италию. Эксплуатация Nord Stream, в частности специальная техника для ликвидации возможных аварий, пока недостаточно проработана.
Северо-Балтийский проект – лишь составляющая системной задачи реконструкции газоснабжения Европы, стоимость которой настолько велика, что национальные компании зачастую не имеют достаточно капитала для этого. Добыча и транспортировка газа требуют очень сложной и дорогой инфраструктуры, поэтому разработка газового месторождения обычно происходит параллельно с заключением долгосрочных контрактов между производителями и потребителями.
Эти контракты очень жесткие, поэтому, несмотря на значительный рост отпускных цен на газ, розничные цены в Европе мало изменились. Это означает, что нет возможности поднять цену только потому, что у вас есть картель: на рынке долгосрочных контрактов в нем нет смысла. На этот период необходима стабильность газового рынка и межгосударственных экономических отношений, то есть европейский энергетический консенсус.