Уголь как самый большой ресурс по объемам запасов, добычи и потенциального использования может рассматриваться в качестве базового в водородной энергетике.
Фото Reuters
Республика Хакасия располагает развитой сетью предприятий топливно-энергетического комплекса, потенциал которого обеспечивается мощными гидроэнергетическими ресурсами, а также богатыми запасами угольных месторождений, разрабатываемых ООО «Угольная компания «Разрез Степной» и черногорским филиалом ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». Разработка углей ведется в двух шахтах (Енисейской, Хакасской) и пяти разрезах (Черногорском, Восточно-Бейском, Степном, Изыхском, Абаканском) с общим годовым объемом добычи 7,63 млн. т (2006 год). В энергосистему Хакасии входят: на сегодня самая мощная в России Саяно-Шушенская ГЭС на Енисее (мощность 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три электроцентрали с суммарной мощностью 7016 МВт. Оценка месторождений каменного угля, расположенных в районе Черногорска и двух административных районах республики (Алтайского и Бейского), показывает, что их преимуществом является доступность добычи открытым способом свыше 75% залежей. Содержание углерода в угольных пластах составляет 77–82%, теплота сгорания 32,7–34,4 МДж/кг (7800–8200 ккал/кг) при содержании золы до 37% и влажности 3–7%.
В 2006 году добыча угля в Хакасии составила 10,6 млн. т (в 2004 году – 10,1 млн. т). В 2007 году ожидается сохранение темпов развития. Доля угольной промышленности в валовом региональном продукте составит в этом году 9,9%, при этом доля налоговых поступлений от угольных предприятий в бюджет Республики Хакасия в 2006 году составила 5,1% (для сравнения: доля поступлений налогов в госбюджет от всей российской угольной промышленности составляет 0,6–0,8%). Республика благополучно вышла из кризиса, вызванного спадом угледобычи в 1990-е годы. В последние годы возрос экспорт хакасского угля, что говорит о перспективности угольной отрасли. Черногорское месторождение полностью разведано, его запасов объемом в сотни миллионов тонн хватит на десятки лет угледобычи. Запасы Бейского месторождения оцениваются в 1 млрд. т угля. Качественные характеристики хакасского угля несколько уступают кузнецкому, канско-ачинскому и тувинскому из-за отсутствия коксующихся сортов, более высокой зольности и повышенного содержания серы. Эти обстоятельства долгое время служили основанием для ограничения сферы применения местных углей.
Большая же часть угля, добываемого в республике, вывозится за ее пределы, в том числе за рубеж (Великобритания, Испания, Германия, Южная Корея, Япония и другие страны). Причиной увеличения экспорта угля является снижение потребления его в России за счет увеличения доли газа. Для увеличения спроса потребителей на уголь и конкурентоспособности продукции необходимо повышать ее потребительские свойства, внедрять различные технологии обогащения и переработки угля в разнообразные продукты с более высокой добавленной стоимостью. Из всех угольных предприятий республики только два разреза СУЭК «Черногорский» и «Восточно-Бейский» имеют фабрики по обогащению угля.
Кластерный подход как альтернатива традиционной отраслевой, промышленной политике представляет собой эффективный инструмент повышения конкурентоспособности территории. Международный опыт формирования и развития региональных кластеров демонстрирует эффективность такого подхода. Например, доля ВВП США, производимого в кластерах, составляет 61%. При образовании в регионе кластера происходит кооперация добывающих, обрабатывающих отраслей, предприятий инфраструктуры и научно-исследовательских центров. Кластерный подход основан на взаимодействии науки и производства. Создание кластеров на территории Хакасии представляется возможным вокруг двух кластерообразующих центров – алюминиевой и угольной группы. Вокруг угольного кластера Хакасии возникнет центр притяжения различных отраслей экономики, сложится недостающая сеть научно-исследовательских фирм, что создаст мультипликативный эффект роста отдачи от инвестиций в региональный кластер. Угольный кластер Хакасии может стать привлекательным для соседних регионов: Красноярского края, Томской и Кемеровской областей. Это представляется возможным, так как уже есть успешный опыт работы СУЭК, интегрирующей предприятия трех краев, трех областей и двух республик Сибирского федерального округа. Это говорит о перспективности дальнейшего производственного взаимодействия различных регионов, в котором управляющие холдингов и региональные власти должны найти взаимоприемлемые принципы работы на долгосрочный период.
Разведанных запасов нефти в России хватит на чуть более 20 лет, газа – на 90 лет, а угля и природного урана – на многие сотни лет. Поэтому к 2020–2025 годам структура расходуемого на ТЭС топлива должна измениться в сторону уменьшения доли мазута до 3–4%, а уголь должен стать основным видом органического топлива для крупной энергетики. Однако нынешний перекос цен на взаимозаменяемые энергоносители – газ, уголь и мазут – искажает мотивацию потребителей и создает завышенный спрос на природный газ. Чтобы перевести тепловую электроэнергетику с газа на уголь, необходима правильная инвестиционная политика. Угольная промышленность обладает таким технологическим заделом, инновации в который могут дать мощное ускорение развития этих традиционных отраслей. В России уже начаты разработки по водородной энергетике, они осуществляются Российской академией наук при инвестировании ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Одним из источников производства водорода является природное топливо: метан, уголь, древесина. Уголь как самый большой ресурс по объемам запасов, добычи и потенциального использования может рассматриваться в качестве базового в водородном проекте. Республика Хакасия, располагающая значительным потенциалом угледобычи, вправе рассчитывать на участие в водородном проекте. Условием такого участия может стать выявление конкурентоспособных преимуществ, к которым уже сегодня можно отнести наличие промышленных запасов, добычи, обогащения угля, развитую инфраструктуру региона, наличие квалифицированного персонала и перспективных для строительства промышленных площадок. На пути кооперации сопредельных территорий возможно формирование кластеров самого разного технологического уровня: от традиционных до инновационных.
Поскольку в Республике Хакасия нет разведанных запасов нефти или газа (в 2006 году была продана лишь первая лицензия на право разработки Моховской площадки в Бейском районе, перспективной на нефтегазоносность), представляется разумным обеспечение потребностей в жидком топливе путем создания в угольной столице Хакасии – Черногорске – производственного предприятия с технологией изготовления бензина из угля. Исходя из информации фирмы Sasol о том, что она за 51 год переработала 800 млн. т угля и получила 1,5 млрд. баррелей жидкого топлива, можно определить, что на изготовление 1 барреля жидкого топлива затрачивается (800 : 1500) = 0,53 т угля. Тогда годового объема добычи угольной промышленности Республики Хакасия 7,63 млн. т должно хватить на производство (7,63 : 0,53) = 14,4 млн. баррелей бензина. С учетом годовой потребности автомобильного парка региона (116 732 единицы транспортных средств на учете в налоговых органах, 2006 г.) в топливе (907,7 тыс. т, или (907,7 : 159 л) 5,71 млн. баррелей), можно сделать вывод о достаточности расчетного объема 14,4 млн. баррелей для обеспечения внутренних нужд и возможности поставки за пределы республики в 1,5 раза большего объема топлива.
Таким образом, угольный кластер может прирасти эффективным, высокотехнологичным производством с выходом на международные рынки, что реально с учетом сегодняшнего экспорта автомобильного бензина в Монголию ОАО «Хакаснефтепродукт». Эксперты мирового рынка нефтепродуктов оценивают жидкое топливо, полученное из угля, как вполне конкурентоспособное при ценах 30–50 долл. за баррель нефти. Если же за основу принять прогноз о маловероятном падении нефтяных цен ниже 30 долл. за баррель, то перспективы угольного кластера весьма благоприятны. Кроме того, крупный местный потребитель угля в лице перерабатывающего предприятия будет формировать спрос по объемным и качественным параметрам для добывающего, обслуживающего секторов и способствовать развитию кооперации и конкуренции в регионе.